«Сделано из старых тентов для фур и использованных подушек безопасности», — гордо гласит надпись на бирке внутри бумажника. На ценнике снаружи стоит цена: 75 швейцарских франков (около 4400 рублей по текущему курсу). Из тех же и аналогичных материалов (включая отслужившие свое ремни безопасности) сделан портфель делового человека (360 франков = 21 тыс. рублей), дамская вечерняя сумочка (425 франков = 25 тыс. рублей) и эксклюзивный саквояж (630 франков = 37 тыс. рублей).
Создателям швейцарского брэнда Freitag незачем объяснять, как формируется добавленная стоимость. Очень редко можно встретить примеры столь креативного использования вторсырья и такой заоблачной наценки на изделия из него. Выбор старого дермантина в качестве основного материала, разумеется, не обусловлен стремлением сэкономить, а формирует уникальную идентичность брэнда, отражающего ценности широкой прослойки западных интеллектуалов — любителей индивидуального стиля (у Freitag не сыскать двух абсолютно идентичных предметов), «зеленых» (если бы не Freitag, то старые тенты, скорее всего, разлагались бы на свалках) и зоозащитников (никакой натуральной кожи). Но все эти рациональные доводы в пользу продукции Freitag не сработали бы, если бы в изделиях брэнда не было особой магии. Достаточно пару минут повертеть кошелек или сумку в руках, и ценник уже не кажется таким уж шокирующим. Да, дермантин, ну и что? Зато в руки взять приятно, вещь прочная и качественная — не развалится. И, ставя товар обратно на полку, я не могу отделаться от чувства сожаления: сейчас эту сумку кто-нибудь купит, и другой такой уже никогда не будет…
Мое знакомство с Freitag произошло случайно — гуляя по Цюриху, я наткнулся на «небоскреб» из контейнеров. Внутри этого удивительного здания оказался флагманский магазин с теми самыми сумками, рюкзаками и кошельками. Магазин, безусловно, подчеркивает идеологию брэнда — списанные контейнеры не отправились на металлолом, а превратились в функциональный шик. Выйдя на улицу, я неожиданно прозрел: у каждого второго или третьего молодого швейцарца через плечо болталась сумка Freitag. Стало ясно, что это культовый брэнд, причем преимущественно локальный — фабрика расположена в пригороде Цюриха (родного города основателей компании — братаьев Маркуса и Даниэля Фрайтаг). Вообще-то, компания имеет 12 собственных монобрэндовых магазинов (F-Store) в разных местах (включая Берлин, Давос, Вену, Токио, Шанхай) и сотни дилеров по всему миру. Но только в Цюрихе Freitag является подлинной «народной маркой».
Путь к успеху не был быстрым — братья Фрайтаг (по профессии оба — дизайнеры) основали Freitag в 1993 году. Первую сумку они сделали «для себя», чтобы было удобно возить дизайн-проекты. Обычная велосипедная сумка промокала под дождем, нужно было что-то другое, что-то более прочное, водонепроницаемое. Из окон квартиры в Цюрихе, где жили братья, была видна трасса, по которой то и дело проносились шумные фуры с цветастыми тентами. Именно эти фуры и вдохновили Маркуса и Даниэля сделать сумки из старых тентов. В качестве лямок были использованы подержанные ремни безопасности от автомобилей, а для окантовки, придающей сумке жесткость, использовали резину от старых велосипедных покрышек.
Маркус вспоминает, что стартовой инвестицией в бизнес стала покупка швейной машины, а первую тысячу сумок он сшил своими руками. Тенты в то время стирали дома в ванной (сейчас для этой цели на фабрике используются гигантские стиральные машины и дождевая вода). На протяжении всей своей истории компания росла органически, на несколько десятков процентов ежегодно, и сейчас производит 350 тыс. изделий в год. В бизнесе занято около 150 человек. За 22 года ассортимент значительно расширился, теперь помимо курьерской сумки, которую братья придумали в самом начале, можно приобрести дамские сумочки, бумажники, чехлы для телефонов и ноутбуков, и даже одежду!
Культ Freitag создавался практически без участия масс-медиа. Компания нигде не рекламировалась. Лучшей рекламой является сам продукт, и это, на мой взгляд, логичый подход. С помощью телевизионного ролика было бы крайне трудно, либо попросту невозможно убедить потребителя в том, что ему нужна сумка из старого дермантина за 250 франков. Но если такая сумка появится у вашего знакомого или коллеги, она неизбежно привлечет ваше внимание.
Бережное отношение к природным ресурсам у Frietag доведено до фанатизма. Чтобы смыть многолетние наслоения грязи (каждый тент эксплуатируется около десятка лет), требуется несколько циклов стирки, и, соответственно, много воды. Для сбора дождевой воды используется поверхность крыши фабрики. Вода из последнего цикла (полоскание) уже достаточно чистая — поэтому ее используют повторно, для первичной стирки следующей партии тентов. А грязную горячую воду перед сливом в канализацию еще успевают использовать как энергоноситель — для подогрева чистой воды.
Одежда — относительно недавнее дополнение в линейке продуктов Freitag. Изначально основатели компании, помешанные на экологии, хотели наладить производство спецодежды для работников своей фабрики. По их замыслу, спецовки должны были быть прочными, произведенными из возобновляемого материала, и биоразлагаемыми, чтобы наносить поменьше вреда окружающей среде. Дополнительное требование — местное (европейское) производство — таким образом сокращаются выбросы углекислого газа в атмосферу. Не найдя на рынке готового материала, отвечающего всем требованиям, браться Фрайтаг разработали собственную ткань, которую назвали F-abric. В ее основе — волокна конопли и льна, выращенных в Европе. Использование химикатов в технологическом процессе сведено к минимуму — как следствие, ткань не токсична. Она также прочна и неплохо выглядит. А в конце жизненного цикла быстро разлагается в компостной яме. Сырье производится во Франции, ткут материал в Италии, а одежду шьют в Польше. Спецовки для рабочих удались на славу, и теперь изделия из F-abric доступны рядовым потребителям. Конечно, если можно отнести к «рядовым» тех, кто готов выложить 100 евро за футболку или 190 евро за брюки. Но что не сделаешь ради будущего планеты… и понтов!
https://vimeo.com/30233447
PS: По данным редакции «Своего Бизнеса», полученным напрямую из штаб-квартиры Freitag, компания не работает на российском рынке и не планирует выходить на него в обозримой перспективе. Так что ниша свободна — дерзайте!
Текст: Андрей Пашин