Ярослав Глазунов
Член глобальной практики по работе с советами директоров Spencer Stuart – международной компании в области поиска, оценки и развития членов советов директоров и топ-менеджмента. Консультирует частные и публичные компании по вопросам формирования и развития советов директоров и управленческих команд, а также планирования преемственности.
Окончил РЭУ им. Г.В. Плеханова, прошел обучение по программе лидерства в бизнес-школе INSEAD. Член международной организации бизнес-лидеров Young Presidents Organization (YPO).
yglazunov@spencerstuart.com
Практически каждый день я общаюсь с людьми, которые хотят попробовать себя в качестве кандидатов в советы директоров. Но при зашкаливающем количестве желающих работать в совете директоров у многих отсутствует понимание того, что нужно человеку, чтобы быть успешным директором.
Независимый директор — это человек с определенным набором навыков и качеств. Не каждый может быть успешным в качестве члена совета директоров. Быть успешным директором — это искусство. Великий Мухаммед Али вряд ли смог бы стать столь же выдающимся пианистом, каким был боксером. Порой при встрече с очередным желающим стать членом совета директоров удивляешься, что привело человека к такой мысли.
Основная задача независимого директора — быть достойным спарринг-партнером генерального директора или акционера. Для этого независимый директор должен обладать значительным жизненным и профессиональным опытом, быть самодостаточным и объективным, уметь в твердой, но уважительной форме доносить свою точку зрения.
Опыт
Успешные независимые директора обладают насыщенным деловым и управленческим опытом на позициях с серьезной личной ответственностью. Директор, прошедший через испытания временем, закаленный кризисами, реструктуризациями, войной за клиента, прибыль и долю рынка, принесет компании наибольшую практическую пользу.
В этом смысле выбор независимого директора сродни выбору автомобиля для своей семьи: вряд ли мы предпочтем неиспытанную машину надежному и качественному автомобилю той марки, которой мы доверяем.
Чтобы быть по-настоящему эффективным, независимому директору необходимо хорошо знать конкретную компанию. Предыдущий опыт в той же отрасли, в которой работает компания, упрощает ситуацию, но даже директору с подходящим отраслевым опытом необходимо приложить усилия, чтобы изучить все нюансы и специфику работы именно той компании, в совет директоров которой он хочет войти. Только детальное изучение корпоративной культуры, управленческой команды, особенностей продуктов или услуг компании позволит независимому директору быть эффективным.
Самодостаточность и объективность
Независимый директор будет способен бросить вызов управленческой команде только в том случае, когда между обеими сторонами выстроено доверие. Любая подозрительность делает взаимодействие директора с управленческой командой/акционером неустойчивым. Доверие формируется через испытание. Директор с известной репутацией и авторитетом легче и быстрее получит кредит доверия. Он должен быть зрелым и искушенным человеком, чтобы выступать оппонентом с твердой позицией и демонстрировать топ-менеджерам, что их главная задача — успешно управлять компанией в интересах акционеров.
Стиль общения
Опытный независимый директор способен донести свою точку зрения в твердом, но благосклонном стиле, не создавая конфликтов с менеджментом компании.
Независимый директор должен задавать некомфортные и трудные вопросы — это его главная задача, — но вместе с тем он обязан оказывать поддержку менеджменту и наставлять его.
У успешного независимого директора такой стиль общения, который позволяет ему влиять на совет директоров, не становясь диктатором. Он выражает сложные идеи ясно и умеет внимательно слушать других.
Лучшие директора открыты для обратной связи и постоянно стремятся к повышению как собственного вклада в работу совета директоров, так и общей эффективности совета.
Весомый жизненный и профессиональный опыт, зрелость, объективность и соответствующий стиль общения — директор, обладающий этими качествами, будет усиливать конкурентоспособность компании и приносить дополнительные выгоды акционеру.