Юрий Кузнецов
Окончил Санкт-Петербургский университет (специальность — психолог), прошел курс обучения в Japan Kinesiology Institute (Осака, Япония). Владелец и президент международной тренинговой компании GRC, основанной в 1992 году. Компания специализируется на корпоративных тренингах и тренингах личностного роста, занимается семейным консультированием, ZEN-коучингом. 53 филиала GRC открыто в 47 городах России и за рубежом.
presidentgrc@gmail.com
Тренингов и литературы на тему управления временем сегодня очень много, но большинство из них на поверку оказываются малоэффективными. Человек штудирует книги, проходит тренинги, но через некоторое время возвращается к привычному образу жизни, так и не научившись планировать свое время. Почему так происходит?
Дело в том, что зачастую книги и тренинги не дают ответа на главный вопрос: зачем нужно управлять временем? Все знают, что наша жизнь ограничена, но никто об этом не думает. В том числе и потому, что никто не знает, сколько у него на самом деле времени. Если каждый человек хотя бы приблизительно в курсе, сколько денег у него в кошельке, то о времени он не скажет ничего конкретного. Предполагается, что времени много. Поэтому мало у кого есть мотивация делать как можно больше дел за единицу времени.
Конечно, инструменты тайм-менеджмента полезны, но без понимания того, зачем это все нужно, эффект от них будет кратковременным. Даже на уровне компании можно внедрить инструменты управления временем, чтобы компания работала эффективнее, но никто не застрахован от неприятностей со стороны партнеров, которые вольно обращаются со временем. Поэтому нужно стараться выбирать именно таких партнеров, которые действительно понимают ценность времени. Внутри компании важно согласовать действия сотрудников разных подразделений, выделить время на решение незапланированных вопросов. Более того, нужно прописать инструкции на случай возникновения таких вопросов, иначе утечка времени будет неизбежна. Представьте: вы чем-то заняты, и тут к вам приходит сотрудник с каким-то срочным вопросом. Если вы не готовы к такой ситуации, то время потеряете и вы, и ваш сотрудник. Кроме того, предпринимателям важно понимать, что когда речь идет о тайм-менеджменте, то не нужно ограничиваться планированием только рабочего времени. Планировать нужно и работу, и отдых, и любые другие события вашей жизни.
Важно проводить ежедневный анализ того, что вы сделали за день, на что хватило времени, а на что нет, и как можно было бы улучшить ситуацию. Нужно выбрать такую систему «управления» временем, которая позволит вам в меньшей степени сталкиваться с ощущением безнадежности. Безнадежность возникает, когда вы не успеваете добиться всех запланированных целей. Решить эту проблему довольно просто: не ставьте себе слишком много целей. Если вы не будете расставлять приоритеты между целями, у вас могут опуститься руки и вы опять перестанете планировать время. Любое действие у нас ассоциируется либо с удовольствием, либо с неудовольствием. Так устроен наш мозг. Если нам удается выполнить все запланированные дела, мы получаем удовольствие и у нас появляется мотивация и впредь планировать свое время. Если же мы удовольствия не получаем, то в мозгу срабатывает защитная реакция — и мы уже не видим никакой пользы в управлении временем.
Вы можете спросить, зачем вам учиться «дружить» со временем. На самом деле мы не можем им управлять, потому что оно течет из сегодня в завтра, и ничего с этим не поделаешь. «Управление временем» — маркетинговый термин, придуманный для привлечения покупателей книг и тренингов. Тогда чем мы можем управлять? Мы можем управлять собственной жизнью.
Я не устаю повторять: самое главное — это вернуться к своей мечте. Если вы сформулируете свою мечту, вам будет легче поставить цели, которые позволят воплотить эту мечту в жизнь. У вас появится устойчивая потребность в планировании времени. «Морковка» — то есть дополнительная мотивация — будет уже не нужна. Даже если на пути к мечте появятся какие-то трудности, у вас будет желание их преодолеть. Ведь когда цели поставлены, становятся понятнее и сроки их достижения. А значит, становится возможным контроль за достижением результата. Вы либо движетесь к целям, либо не движетесь к ним.
Возможно, «мечта» и «цели» звучат слишком абстрактно, но многие люди все чаще задумываются над тем, зачем они занимаются тем или иным делом. Для чего я это делаю? Для кого? После ответов на эти вопросы время, отпущенное на жизнь, станет для вас ценностью. А все, что для нас ценно, мы стараемся беречь.