Директор по развитию бизнес-инкубатора МГУ Михаил Хомич считает, что государственные гранты, выделяемые на развитие инноваций, скорее развращают предпринимателей и создают прослойку «грантоежек»-прихлебателей. Тем не менее стремление государства поддерживать развитие новых технологий он оценивает положительно и надеется, что за несколько лет качество экспертизы проектов повысится.
Как вы пришли к предпринимательству?
Окончив экономический факультет МГУ, я около пяти лет работал в корпорациях, проведя большую часть этого времени в Unilever. Но мне захотелось скинуть «золотой ошейник», и я запустил несколько проектов в партнерстве с Юрием Митиным, вместе с которым мы учимся на программе Еxecutive MBA в бизнес-школе «Сколково». В последние три года мы развиваем бизнес-инкубатор МГУ, и к нему я также начал относиться как к своему бизнесу. Хотя формально это не наша компания, но я трачу много времени на работу со стартапами в инкубаторе. Вдобавок я участвую в нескольких IT-проектах в качестве бизнес-ангела.
Насколько сложно российскому стартапу привлечь финансирование? Российский венчурный рынок — «рынок инвестора» или «рынок основателя»?
Денег в венчурной отрасли сегодня больше, чем достойных проектов. Но это не столько «рынок инвестора», сколько «рынок инвестора и государства». Проект с хорошей командой и идеей привлечет финансирование легко, причем без махинаций, взяток и «откатов». При этом, конечно, государственные деньги будут доступнее — процедура due diligence в госструктурах более поверхностна, чем в частных фондах. Однако к государственным деньгам нужно относиться осторожно, в каком-то смысле их можно назвать «отравленной пилюлей». Когда вы легко получаете крупные гранты, у вас пропадает желание оптимизировать бизнес-модель и бороться за каждого клиента — ведь выживание вашего бизнеса от этого не зависит. Отчитываясь об использовании государственных денег, основатели стартапов зачастую лишь соблюдают формальность. Так что если вы обращаетесь за «бесплатными» средствами в госструктуру, имейте в виду этот риск: сможете ли вы развивать свой проект столь же быстро, как если бы вы «прожигали» свои деньги?
Похоже, что вся венчурная отрасль в России сегодня «заточена» под финансирование IT-cтартапов. Вы считаете такой перекос нормальным? Или есть основания говорить о надувании «пузыря»?
Перекос действительно есть. Большая часть проектов в бизнес-инкубаторе МГУ — интернет- или мобильные сервисы, хотя есть и стартапы, занимающиеся энергетикой и биотехнологиями. Я не считаю, что бум инвестиций в IT представляет какую-то опасность. У России, которая за рубежом ассоциируется в том числе с хакерством, сильные позиции в IT. Серьезное преимущество IT-проектов состоит в том, что на ранних стадиях в них достаточно вкладывать от $500 тыс. до $2 млн. Скажем, фармацевтическому стартапу таких сумм не хватит. На отдачу от вложений в молодую IT-компанию можно рассчитывать уже через один-два года, а «инкубационный период» в других отраслях — биомедицине, разработке новых материалов, альтернативной энергетике и т.п. — составляет 5-7 лет. При этом средний срок жизни венчурного фонда — 10-12 лет. Венчурным инвесторам нравится скорость. Я уверен, что в дальнейшем, по мере насыщения рынка, бизнес-ангелы и фонды начнут активно инвестировать и в другие ниши. Мода на IT — временное явление.
Даже государство сейчас поддерживает много IT-проектов — во многом потому, что не готово рисковать по-крупному. Это объяснимо: если на деньги налогоплательщиков власти начнут осваивать, например, технологии использования возобновляемых источников энергии и не добьются существенных успехов, то они имеют все шансы вызвать недовольство избирателей.
Венчурный рынок работает по принципу: больше рискуешь — больше выигрываешь. Но правительство не готово к такой стратегии.
Считаете ли вы, что государство, провозгласившее курс на строительство инновационной экономики, облегчило жизнь основателям технологических стартапов?
Многие оценивают роль государства в стартап-буме скептически — на мой взгляд, напрасно. То, что власти занимаются пиаром инноваций и непосредственно финансированием перспективных проектов — это здорово. Естественно, государство делает это пока не очень эффективно — но ведь мы не можем требовать стопроцентной результативности в том, чем страна занимается считаные годы. Прошло лишь пять лет с того момента, когда правительство решило активно заниматься развитием новых технологий. Сегодня в российскую венчурную отрасль направляются огромные деньги. Крупные суммы пропадают, оседая в карманах чиновников и лжепредпринимателей. Но я уверен, что еще через несколько лет процесс наладится. Появятся работающие механизмы оценки качества стартапов, понятные KPI для отслеживания достижений компаний и т.д. Не секрет, что сегодня на рынке расплодились «грантоежки» — люди, которые на волне стартап-бума добиваются финансирования от венчурных фондов или государства, но не заботятся о том, чтобы вернуть инвестиции. Нередко команда стартапа после первых траншей перестает работать эффективно, снимает фешенебельный офис и начинает платить огромную зарплату красивой секретарше. Такие истории — признак незрелости российского венчурного рынка. Проблема в том, что подобные проекты ни фонды, ни организации, предоставляющие гранты, пока не научились отсеивать. Качество экспертизы — самый больной вопрос.
Говорят, что развитие инноваций в России тормозится из-за неумения стартапов «упаковывать» свои проекты. Ваш опыт это подтверждает?
Это отчасти верно. На венчурном рынке идеи не стоят ничего, зато реализация бесценна. Дефицита идей в России не было и нет. Но чтобы инвестор счел проект перспективным, кроме идеи важна команда, которая ставит перед собой серьезные цели и готова совершать сверхусилия для их достижения. Сильные команды стартапов в России редки. Чаще можно увидеть во главе проекта пробивного человека, который пытается что-то сделать в одиночку.
Команды стартапов могут научиться презентовать проекты и разрабатывать бизнес-модели на обучающих курсах, организованных правительством Москвы и Сколково, в бизнес-инкубаторах и бизнес-акселераторах. Разобраться в том, как заработать на идее, стало гораздо проще — в том числе и тем, кто всю жизнь занимался наукой, а не бизнесом.
Качественно «упаковать» идею помогут и менторы, которые за долю в фирме (около 2-5%) готовы делиться с основателями своим опытом, видением рынка и полезными контактами. Однако в России таких людей мало. Отсутствует сама культура менторства: те, кто вырастил успешный бизнес, не торопятся помогать начинающим предпринимателям, предпочитая продолжать работу в собственной компании или инвестировать в чужие проекты на других условиях.
Если проекту удастся попасть в портфель частного венчурного фонда, то его основатели получат не только деньги, но и дальнейшую экспертизу. Привлечь финансирование от частного инвестора сложно, но возможно. Проекты бизнес-инкубатора МГУ, например, привлекли в общей сложности уже более 500 млн рублей частных инвестиций.
К кому вы советуете обращаться за финансированием?
Я бы, конечно, рекомендовал делать ставку на частные инвестиции, но на самом старте (так называемой «посевной» стадии) могут быть полезны и гранты. Самое главное — мотивация: если команда будет помнить о своей миссии, легкие деньги не собьют ее с пути.
А как «продаться» венчурному фонду?
Для начала стоит зайти на сайт выбранного фонда и проанализировать требования к проектам. Вы можете наткнуться на объемный список, но на самом деле инвесторы смотрят на: а) людей и идею; б) потенциально большой рынок; в) наличие прототипа; г) наличие потенциальных партнеров — их в идеале должно быть много, причем не только в Москве. Если все четыре условия выполнены, инвесторы будут рассматривать проект всерьез.
Есть ли смысл российским стартапам обращаться к международным инвесторам?
Если стартап нацелен на локальный рынок, то нет. Если же компания создает продукт для глобального рынка и хочет начинать мировую экспансию с Америки, то ее основатели могут обратиться к инвесторам из Кремниевой долины. Американские фонды обычно дают больше денег, чем российские, но у них выше и требования в плане объема рынка, на который проект претендует.
На каком этапе развития проекта стоит начинать поиск инвестора?
Предприниматель должен многое сделать собственными силами. Возможно, в наукоемких отраслях основатели не смогут провести даже первых исследований без нескольких миллионов долларов поддержки, но в IT все проще. Поэтому IT-предпринимателям поначалу нужно экономить на всем и искать средства самим. Инвестор охотнее войдет в проект, если будет знать, что основную часть работы основатели проделали без чьей-либо помощи. Самодостаточность стартапа позволяет основателям компании занять более выгодную позицию в ходе обсуждения условий сделки. По крайней мере, до стадии прототипа IT-стартап должен добраться самостоятельно — деньги можно привлекать под расширение штата, масштабирование бизнеса, продвижение на рынке.
Сейчас модно получать инвестиции с помощью краудфандинговых кампаний в интернете. Способен ли этот инструмент способен изменить расстановку сил на венчурном рынке?
Я не думаю, что в России инновационные проекты будут развиваться с помощью краудфандинга. Запущенные сегодня площадки — «Планета», Boomstarter — предлагают поддержать в основном творческие инициативы. Этот формат будет иметь успех. Таков российский менталитет — нам проще помочь музыканту, не рассчитывая на возврат средств, чем выступать онлайн-инвесторами технологического стартапа. На западных краудфандинговых ресурсах очень высокая конкуренция, и лично я не знаю ни одного случая, когда российский стартап добился бы финансирования через Kickstarter.
Что бы вы посоветовали тем, кто у кого есть интересные идеи, но кто пока не решается открыть свой бизнес?
Руководствоваться лозунгом Ричарда Брэнсона: «Берись и делай». Нередко люди бесконечно ходят по лекциям умных спикеров, но сами ничего не открывают. Это непродуктивно. Если у вас есть идеи — действуйте, не откладывая в долгий ящик. Выделите деньги, которые готовы потерять, протестируйте сначала одну, затем другую идею… Рано или поздно вы нащупаете перспективное направление. Тогда отбросьте остальные варианты и сосредоточьтесь на реализации проекта. На этом этапе я бы советовал не игнорировать образовательные программы для предпринимателей — они позволят вам быстрее вникнуть в основы ведения бизнеса и найти полезных для проекта людей.
Михаил Хомич
В 2008 году окончил магистратуру экономического факультета МГУ. Преподаватель экономического факультета МГУ, бизнес-тренер, предприниматель, ведущий программ «Бизнес-кейс» и «Идея на миллион» на радиостанции «Коммерсантъ FM». Директор по развитию бизнес-инкубатора МГУ, резидентами которого сейчас являются 15 компаний. В 2012 году их суммарный оборот превысил 100 млн рублей.
Беседовала Елена Краузова
Фото: Юлия Ефремова