Краткое содержание книги Скотта Беркуна «Год без штанов: WordPress.com и будущее работы»
(The Year Without Pants: WordPress.com and the Future of Work by Scott Berkun).
Издательство Jossey-Bass, 2013
Написанная Скоттом Беркуном хроника его работы в качестве руководителя команды WordPress.com полна озарений для компаний с распределенной структурой.
В августе 2010 года Скотт Беркун стал 58-м по счету сотрудником компании Automattic Inc. Возможно, название Automattic вам ни о чем не говорит, но это те, кто сделали WordPress — блог-платформу с открытым кодом, которая стала 15-м по популярности сайтом планеты.
Беркун покинул корпоративные ряды десятью годами раньше, когда сдал свой пропуск в Microsoft и решил зарабатывать на жизнь как автор книг и консультант по менеджменту. Он преуспел в обоих амплуа и не оглядывался назад с сожалением. До того дня, когда он посоветовал основателю Automattic Мэтту Мулленвегу перейти от плоской организационной структуры к командной, а Мулленвег спросил в ответ, не станет ли он одним из десяти руководителей команд в компании. Беркун принял вызов, и его книга «Год без штанов» стала хроникой этого опыта.
Беркун подробно рассказывает о своих взлетах и падениях во время работы в WordPress, но что более важно — он позволяет взглянуть изнутри на то, как руководитель, давно заслуживший свои регалии в централизованном гиганте, взаимодействует с маленькой, разношерстной и географически разбросанной командой, используя набор инструментов (включая Skype, чаты, блоги и гораздо реже — электронную почту), чтобы улучшать софт WordPress и при этом приятно проводить время. Если исследователи будущего захотят узнать, каково было работать в успешной распределенной компании образца 2010 года, эта книга будет хорошим началом.
Беркун исследует, как распределенные организации могут быть успешными и в экономическом, и в культурном аспекте. Не всем компаниям это удается. Но WordPress и Automattic прошли успешный путь с момента запуска Мулленвегом в 2005 году. WordPress, на котором работает более 60 млн блогов, — лидер в своей отрасли, а Automattic привлек десятки миллионов долларов частного капитала, что позволит им, по словам Мулленвега, вырасти от менее 200 сотрудников до нескольких тысяч.
Сотрудники WordPress встречаются время от времени на вечеринках, где можно пропустить стаканчик, но в основном их общение идет через электронные каналы. Одни из самых занимательных отрывков книги Беркуна содержат описания штаб-квартиры WordPress в Сан-Франциско, стильное и просторное пространство, в которое почти никогда никто не приходит. Когда Беркун решил встретиться там с коллегой, они бродили по пустым комнатам в поисках белой маркерной доски. И тут мы действительно начинаем видеть контуры этого нового мира. Работа больше не описывается как местоположение или центральное управление, а как продуктивность и сотрудничество. Головной офис несет рудиментарную функцию. И кому вообще нужны маркерные доски?
Культура компании возникает из нескольких взаимодополняющих факторов, некоторые из них связаны со структурой, а некоторые — с эмоциями. Безусловно, распределенная группа технических специалистов не могла бы работать так эффективно — или вообще работать — в эпоху до интернета. Но у Мулленвега, похоже, также обнаружилась способность нанимать любопытных, добродушных, самостоятельных людей, что позволило создать рабочую экосистему с низким уровнем эго и политики. И у сотрудников WordPress огромные полномочия: если они хотят улучшить характеристику или попробовать что-то новое, они просто идут и делают это.
Также помогает прозрачность: сотрудники могут видеть, что делают их коллеги, и могут также видеть их показатели продуктивности. Беркун не так уж и продуктивен по сравнению с молодыми «звездными» программистами. Но он вкладывает в работу другие ценные вещи — например, его опыт способен помочь команде избавиться от мышления, нацеленного на пошаговое улучшение, и достигать больших целей.
Рассказ Беркуна не насыщен драматизмом. В конце концов, он пишет о людях, которые большую часть дня смотрят в экран, отправляют сообщения друг другу и пишут код. И текст переполнен местным жаргоном и мелочами командной динамики. Тем не менее «Год без штанов» показывает провокационную картину того, как может выглядеть работа в некоторых компаниях в будущем. Например, помогает увидеть через взгляд руководителя, который прожил это на своем опыте, как интернет дает нам инструменты для изменения старых организационных моделей, если они применяются осмысленно.
«Год без штанов» — кладезь проницательных замечаний о менеджменте. Вот вам пример: «Большинство людей сомневаются, что онлайн-совещания могут быть продуктивными, но при этом как-то забывают, что большинство совещаний, где люди встречаются за одним столом, тоже непродуктивны». Сам автор кажется и умеющим ошибаться, и достойным, и мудрым — очень хорошее сочетание. Он знает, что трудиться нужно упорно, а для создания нового — еще более упорно, видит логику в новых способах организации работы, но не слишком ими очарован, чтобы отрицать плюсы старых моделей.
Я бы не отказался видеть Скотта Беркуна своим следующим начальником. Если, конечно, он позволит мне работать из дома.
“Working Together Apart” by Jon Gertner reprinted with permission
from the Spring 2014 issue of strategy+business, published by Booz & Company Inc.
Copyright © 2014. All rights reserved. www.strategy-business.com
Текст: Джон Гертнер;
Перевод c английского: Ирина Сергеева