Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании Gazelles Inc.
vharnish@gazelles.com
Превосходная система образования, новейшие исследования и разработки, процветающий экспортный рынок и международная конкуренция — необходимые составляющие любой благополучной экономики. И в то время как некоторые страны лидируют в этих сферах, другие безнадежно отстают. Давайте посмотрим на лучшие примеры из разных стран, чтобы понять, как получить больший возврат на инвестиции в целые экономики и отдельные компании.
• Инновации/исследования
Раньше инноваторами были богатые нации. Они придумывали отличные продукты и услуги и продавали их бедным странам. Сейчас ситуация изменилась: экономики таких стран, как Индия и Китай, перешли на повышенные обороты, и ключевым трендом стали «обратные инновации». Это понятие ввел в обиход Виджай Говиндараджан, профессор из Tuck School of Business и соавтор книги «Обратные инновации» (Reverse Innovation), которую я считаю обязательной к прочтению для каждого руководителя. Суть этого нового явления — импорт идей из менее развитых экономик высокоразвитыми индустриальными странами.
Например, у некоторых индийских кардиоклиник, в которых операция на сердце стоит $2000, положительных результатов больше, чем у американских клиник, которые берут за аналогичные операции $20 тыс. и больше. Развитым странам стоит поучиться у зарубежных предпринимателей, чтобы достичь похожих масштабов экономии в своем здравоохранении — и во многих других сферах.
Лидерам бизнеса стоит изучить и опыт доктора Питера Диамандиса и его фонда X Prize Foundation в сфере краудсорсинга инноваций. Фонд предлагает призы авторам ярких идей, позволяющих решить проблемы, с которыми сталкивается человечество в самых разных сферах — от образования до энергетики. Например, X Prize Foundation предлагает $30 млн. первой команде, которая за счет частных инвесторов пошлет робота на Луну. Сумма может показаться большой — и так оно и есть, — но она покрывает лишь малую долю затрат, необходимых для реализации такого проекта.
Впрочем, призовую систему можно использовать и при реализации не столь крупных проектов, а значит, и сумма призовых будет намного меньше. Главное преимущество этой системы в том, что вы платите только победителям, а не финансируете всех, кому не удалось реализовать проект. Странам и компаниям нужно больше таких инициатив, чтобы привлекать всех авторов ярких идей, а не только тех, кто вовлечен в уже существующие институты.
• Образование
Компаниям нужны образованные сотрудники. Пора нам поучиться у таких стран, как Нидерланды, где родители сами выбирают для своих детей лучшие школы. Голландцы еще в 1917 году создали систему школьных ваучеров, оплачиваемых государством, которые позволяют школьникам учиться в тех государственных или частных школах, которые выбрали их родители.
Сегодня Нидерланды постоянно присутствуют в списке тех стран, где школьники демонстрируют наилучшие результаты. Для стран с плохой системой государственного образования единственный способ достичь успеха в этой сфере — это система ваучеров, при которой все родители независимо от уровня своих доходов имеют доступ к лучшим школам.
• Экспорт
Лидерам всех стран стоит обратить внимание на Германию, где экспорт на душу населения составил в 2011 году $18 863 (в США — $4859). Как однажды заметил знаменитый кинорежиссер Вуди Аллен, «показаться — это 80% успеха». Для каждой страны жизненно важно, чтобы топ-менеджеры ездили по всему миру и открывали зарубежные представительства.
По мере развития интернета компаниям все сложнее защищать свою «родную» территорию. В условиях глобализации лучшей защитой становится нападение. Об этом подробно пишет Герман Саймон в своей книге «Скрытые чемпионы XXI века» (Hidden Champions of the 21st Century).
• Конкурентоспособность
Всем лидерам бизнеса стоит поинтересоваться, какое место их страна занимает в рейтинге международной конкурентоспособности, составляемом Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). США, например, в течение последних лет сдают свои позиции в этом рейтинге — до 2008 года США не опускались ниже второго места, а сейчас скатились на седьмую строчку. Это должно стать уроком для каждой развитой страны.
Почему рейтинг США понизился? ВЭФ объясняет это целым рядом причин: недоверие бизнес-сообщества к общественным институтам и политикам, озабоченность масштабными государственными расходами и экономическая нестабильность.
Перевод: Ирина Сергеева