Алексей Иванов
В 1991 году окончил МФТИ, кандидат физико-математических наук. В рекламе с 1993 года. Работал в крупнейших сетевых рекламных агентствах (BBDO, Publicis United Campaigns, Adventa). Автор слоганов «Савинов — карамельная страна», «Nuts — крепкий орешек», «Хорошо иметь домик в деревне» и др. В 2002 году основал креативное агентство «Дэнекс» (после ребрэндинга — «МастерУм»). Автор цикла лекций для президентской программы по развитию малого и среднего бизнеса.
Мой институтский знакомый собирает необычные надписи, смешные наклейки, забавные рисунки на автомобилях. В его коллекции сотни самых невероятных экспонатов народного творчества. Когда в компании он рассказывает о своих новых «трофеях», народ умирает со смеху. И всегда находится человек, который удивится, почему же ему-то не везет на такие «жемчужины». Ведь мы все живем в одном городе. Как выяснилось позже, многие люди не могут вспомнить вообще ни одной надписи. Они их в упор не видят и не замечают. Эта замечательная особенность нашего мозга открывает большие возможности в рекламе, бизнесе, личной жизни. Да где угодно!
Не верите? Тогда дайте своим сотрудникам задание привезти с летнего отдыха идею. Интересная технология обслуживания клиентов? Прекрасно. Эффектный рекламный ход? Замечательно. Необычная вывеска? Тоже пригодится для будущей маркетинговой работы. Да мало ли что может удивить за рубежом? Например, рассматривая счет в парижском ресторане Les editeurs, я нашел сразу три новых идеи для своей рассылки. Гостиница в Петрозаводске, в которой я жил во время семинара, подарила мне пять интересных бизнес-находок. Вы удивитесь, сколько всего полезного обнаружат в отпуске и ваши сотрудники.
Люди не замечают ничего любопытного, если просто идут по жизни, равнодушно разглядывая окружающую действительность. Но как только они начнут целенаправленно искать что-то конкретное — оно будет бросаться им в глаза на каждом шагу. Поток информации, в котором мы сегодня живем, настолько велик, что мы в состоянии заметить только то, на что сознательно направим свое внимание. А для этого требуется четкая фокусировка. Если вы размышляете над парадоксами, то будете постоянно на них натыкаться. На телевидении, в журнальных статьях и даже на улице. Ищете во время путешествия новую рекламную идею для бизнеса? Вы обнаружите десятки прекрасных вариантов. За такое волшебство, разумеется, придется заплатить. Чем же? Неизбежной слепотой в отношении других, возможно, тоже интересных вещей. Причем слепоту здесь следует понимать практически буквально.
Вот какой эксперимент провел профессор Университета штата Иллинойс Дэниел Саймонс. Участники эксперимента смотрели 25-секундный фильм, в котором 6 молодых людей перебрасывают друг другу пару баскетбольных мячей. Игроки входят в круг и выходят из него, передвигаются, меняются местами. Поэтому сцена выглядит довольно сложной. Перед показом экспериментатор сообщает испытуемым, что они участвуют в тесте на наблюдательность: им предстоит сосчитать, сколько раз мячи перешли из рук в руки. Результаты аккуратно фиксируются, однако настоящая цель эксперимента совершенно иная. О ней испытуемым ничего не сообщают. Когда подсчет закончен, экспериментатор спрашивает: «Кто из вас видел гориллу?» Большинство участников эксперимента немедленно впадают в ступор. Никакой гориллы люди не заметили.
Тогда пленку прокручивали еще раз. И выяснялось, что на 12-й секунде в кадре появляется человек в костюме гориллы. Он пробирается между игроками. Заглядывает в камеру. Даже бьет себя в грудь, а после покидает площадку. Но, несмотря на то что «горилла» находится в кадре целых 9 секунд — более трети фильма! — подавляющее большинство испытуемых во время первого просмотра ее не замечают. Теперь вы понимаете, почему в судах вещественные улики обладают большей доказательной силой, чем свидетельства очевидцев?
Вы проживете гораздо более счастливую жизнь, если настроите свой канал внимания на правильные цели в бизнесе и жизни. Это в вашей власти и зависит только от вас. Если вы хотите увидеть достоинства своей супруги (или своего супруга), вы их найдете. Но если вы будете охотиться за недостатками, то найдете и их. Намерение способствует восприятию. Наша внутренняя позиция задает и определяет канал внимания. Это важно понимать, потому что избирательность нашего сознания может изменить не только наш бизнес, но и всю жизнь. Решите, что для вас есть «баскетбольный мяч», и смиритесь с тем, что вы заведомо упускаете при этом из виду всех «горилл».
P. S. Напоследок еще один любопытный факт. Знаете, кто чаще всего читает рекламу? Оказывается, вовсе не тот, кто собирается приобрести рекламируемый товар. Те, кто его уже купили, обращают внимание на коммерческие объявления в десять раз чаще!