Около десяти лет назад фотостоки стали использовать «подрывную» бизнес-модель, которая позволила им отобрать часть бизнеса у традиционных фотобанков. Олег Чельцов, в 2005 году основавший один из крупнейших фотостоков Fotolia, совсем недавно запустил новый проект Dollar Photo Club и обещает произвести очередную революцию на мировом рынке фотобанков. Методы революционеров за минувшее десятилетие не изменились: демпинг. Как следует из названия, стартап продает изображения по доллару за штуку.
Идея у Чельцова зародилась в прошлом году. «Когда мы создавали Fotolia, все было гораздо проще, чем сейчас, когда крупнейшие фотобанки предлагают клиентам сложные тарифы, подписки, возможность скачать определенное количество фотографий в день, в некоторых случаях используют высокую предоплату, — говорит Олег. — Все нацелено на то, чтобы получить больше денег с пользователей, но никто не думает об удобстве для своих клиентов. Поэтому я решил создать фотобанк с простыми понятными тарифами».
Членство в Dollar Photo Club стоит $10 в месяц или $99 в год. В обоих случаях подписчик в течение срока действия подписки имеет возможность скачать 10 или 99 фотографий соответственно, а также докупить неограниченное количество фотографий по доллару за штуку. Для сравнения: на Fotolia месячная подписка стоимостью $25 позволяет скачать пять изображений высокого разрешения (для печати) или десять — низкого (пригодного, например, для сайта). Если скачивать без подписки, то цены будут выше — около $10 за одну фотографию. Но при больших объемах закупок фотосток оказывается выгоднее, чем Dollar Photo Club, — тысячу картинок можно купить за $800.
«Рынок стоковых изображений приближается к 10 млн скачиваний в день, — говорит Чельцов. — Если нам удастся занять 5-10% рынка, то мы получим $365-730 млн в год, это немалые деньги для такого проекта». Конечно, 5-10% глобального рынка — это очень амбициозная цель, но Чельцов считает, что она достижима: по его словам, проект был запущен 15 января 2014 года и за первые три месяца достиг показателей, которых по бизнес-плану должен был достичь только к концу года. «Уже сейчас оборот измеряется миллионами долларов, — говорит Чельцов. — Я вложил деньги примерно в пятьдесят стартапов, но это первый проект, где я вижу такой взрывной рост». В «клубе» уже 10 тыс. подписчиков, и к концу года Чельцов рассчитывает на оборот $20 млн. Интерфейс сайта уже переведен на 13 языков, в том числе на русский.
На разработку сайта ушел один год. «Мне хотелось добиться простоты и удобства дизайна — это очень важно, — говорит Олег Чельцов. — Над стартапом работала частично команда из Fotolia и частично специально собранная команда. Можно сказать, что Dollar Photo Club вырос из Fotolia. У них одна база — 26 млн фотографий. Но Fotolia в большей степени ориентируется на клиентов из числа средних и крупных компаний. Dollar Photo Club рассчитан на другой рынок: малый бизнес, дизайнеры, блогеры». В ближайшее время в сервисе появится API для разработчиков, на которых Олег рассчитывает как на одну из целевых групп: «Сейчас появился новый тип клиента, для которых еще нет предложений на рынке. Мы этот рынок создаем».
По словам Чельцова, он инвестировал в проект «несколько сотен тысяч долларов», но главные инвестиции еще впереди — в раскрутку он готов вложить «десятки миллионов долларов», причем не только в онлайн-продвижение, но и, в случае успеха проекта, в традиционную рекламу. «Пару лет я готов работать в убыток. Этот проект для меня сейчас имеет такой же приоритет, как Fotolia. Я вижу его высокий потенциал и полон энтузиазма», — говорит Олег. По его прогнозу, через пять лет пользователи «клуба» будут скачивать 1 млн изображений ежедневно, то есть годовой оборот достигнет $365 млн: «Эту пятилетку я планирую пройти с ежегодным двукратным ростом».
Олег Чельцов
Окончил высшую инженерную школу ENSIEG (Ecole Nationale Supérieure d’Ingénieurs) в Гренобле, Франция, бизнес-школу HEC (École des Hautes Études Commerciales) в Париже и бизнес-школу им. Леонарда Н. Стерна (Leonard N. Stern School of Business) в Нью-Йорке. В 1990-х годах занимался организацией концертов в России и Польше. В 2000 году основал хостинговую компанию Amen, которую через четыре года продал американской ViaNetworks. В 2005 году основал компанию Fotolia, в 2014 году запустил Dollar Photo Club.
Текст: Алексей Упатов