Алексей Иванов
В 1991 году окончил МФТИ, кандидат физико-математических наук. В рекламе с 1993 года. Работал в крупнейших сетевых рекламных агентствах (BBDO, Publicis United Campaigns, Adventa). Автор слоганов «Савинов — карамельная страна», «Nuts — крепкий орешек», «Хорошо иметь домик в деревне» и др. В 2002 году основал креативное агентство «Дэнекс» (после ребрэндинга — «МастерУм»). Автор цикла лекций для президентской программы по развитию малого и среднего бизнеса.
Во время велосипедной прогулки в парке я несколько раз проезжал мимо мужчины пенсионного возраста, который там же выгуливал свою собаку. Незнакомец был явно неравнодушен к моему спортивному увлечению, при каждой встрече он пытался что-то выкрикнуть мне вослед.
Что конкретно он от меня хотел, я понял, только когда пришло время возвращаться домой. Я подъехал к выходу из парка, слез с велосипеда и присел на скамейку отдохнуть. Прямо на меня по дорожке идет тот самый мужчина. Хмуро посмотрел и говорит:
— Неправильно катаешься.
— ???
— Надо по часовой стрелке. По направлению вращения Земли. А ты против едешь…
Вообще-то, по дорожкам в парке можно кататься в любую сторону. Как по часовой стрелке, так и против. Но сама постановка вопроса не такая уж абсурдная, как это могло показаться с первого взгляда. А кроме того, имеет непосредственное отношение к маркетингу. Поэтому давайте немного поразмыслим.
В каком направлении бегут спортсмены на стадионе во время соревнований? Всегда строго в одном. Против часовой стрелки. Исключений здесь не бывает. Случайно ли это произошло? Нет, не случайно. Хотя направление вращения нашей планеты здесь точно ни при чем. Но есть другая причина. Большинство людей — правши. Следовательно, толчковая нога у них тоже правая. При забеге против часовой стрелки эта нога окажется внешней. Она сможет развить большее усилие, чем нога левая. Следовательно, и результат бегуна в этом случае окажется выше.
Другой пример, где проявляется анизотропия движения человека. Человек, идущий по лесу без компаса, всегда забирает влево, поскольку шаг его правой ноги всегда чуть шире левой. В случае если мы говорим о правше, конечно. Левши будут двигаться в противоположную сторону. Известно, что диаметр окружности, которая получается в результате, у взрослого составляет примерно 3 километра.
Любопытно, что в известной повести «Сын полка» (в советское время ее даже проходили в школе) писатель Валентин Катаев допустил ошибку. Помните, как опытный разведчик ищет в лесу сбежавшего мальчика-сироту?
«…ефрейтор Биденко приступил к поискам по всем правилам военной науки. Прежде всего он определился по компасу, для того чтобы в любой момент без труда найти место, где он оставил грузовик. Затем он повернул линейку компаса по тому направлению, в котором скрылся мальчик. Однако по азимуту Биденко не пошел, так как хорошо знал, что, двигаясь в лесу без компаса, мальчик непременно начнет забирать вправо. Это Биденко хорошо знал по опыту. Двигаясь без компаса в темноте или в условиях ограниченной видимости, человек всегда начинает кружить по ходу часовой стрелки. Поэтому Биденко, немного подумав и сообразившись со временем, повернул несколько направо и бесшумно пошел мальчику наперехват. «Там-то я тебя, голубчика, и сцапаю», — не без удовольствия думал Биденко».
О том, что мальчик — левша, в повести нигде не говорится. Да и рассуждения ефрейтора, которые процитированы выше, носят явно общий, а не частный характер.
Хорошо, но какое это имеет отношение к маркетингу? Самое прямое. Вспомните, как организовано движение в любом крупном супермаркете? Главный вход обычно располагается справа, и дальше мы с тележкой двигаемся через весь торговый зал против часовой стрелки. Случайно ли это? Конечно же, нет. Большинству людей привычнее и проще ходить по залу, придерживаясь именно правой стороны. А чем комфортнее чувствует себя человек в магазине, тем больше он покупает.
Разве не этого добивается любая коммерческая организация?