Анастасия Боровская
директор Русской Школы Управления
Каждый кризис оказывается серьезным испытанием для предпринимателей. Сейчас многие владельцы компаний вынуждены искать новые способы привлечения денежных средств, чтобы сохранить свой бизнес. Но кризис также открывает новые возможности, которыми пользуется малый и средний бизнес. И не просто пользуется себе на благо, а превращается в один из ключевых драйверов возрождения экономики страны.
За время существования Русской Школы Управления это – второй кризис. Предыдущий, начавшийся в 2008 году, запомнился тем, что большинство компаний просто были не готовы к такому повороту событий и не знали, что делать. Многие тогда разорились. Для нас это тоже было время нелегкое, мы не сразу смогли выправить ситуацию, но все-таки справились и вышли из кризиса без особых потерь. К концу кризиса мы чувствовали себя достаточно уверенно, так как на рынке бизнес-образования стало посвободнее за счет ухода более слабых игроков, и мы четко понимали, в какую сторону двигаться дальше. Нынешний кризис у нас уже не вызвал шока, поскольку опыт прошлого кризиса дал нам работающую стратегию для трудной экономической ситуации.
Кризис выполняет роль своеобразного «санитара леса», очищающего рынок от компаний, которые не обладают достаточной гибкостью, не имеют солидных внутренних резервов. В эту категорию попадают и предприятия, собственники которых не готовы на экстраординарные действия ради спасения своего бизнеса. На рынке бизнес-образования уцелели те организации, которые смогли наладить системную работу со своей базой данных, занялись поддержкой клиентов, вложились в маркетинг и рекламу. Сейчас мы проводим бесплатные вебинары (чтобы дать людям почувствовать вкус к бизнес-образованию), даем скидки на обучение (помня о том, что реальные доходы в стране снизились), разрабатываем новые тренинги с учетом актуальных запросов рынка. Такой набор действий позволяет нам расти, невзирая на кризис.
Я заметила, что когда крупные компании начинают урезать бюджет расходов до максимума, малый и средний бизнес, напротив, активно вкладывает деньги в развитие своего предприятия и своих сотрудников. В период кризиса, как предыдущего, так и этого, мы не испытывали нехватки в слушателях, несмотря на то, что большинство крупных компаний перестали отправлять своих сотрудников на обучение. А вот владельцы малого и среднего бизнеса продолжали активно обучаться сами и обучать своих сотрудников. Изменились только требования к образованию. Сейчас слушателей больше интересуют темы, связанные с тем, как увеличить операционную прибыль, за счет чего можно оптимизировать расходы на персонал, как получить максимальную скидку при работе с поставщиками и т.д. Обучение постепенно приобретает черты мини-консалтинга.
Риск для предпринимателя столь же важен, как и точный расчет. Многие владельцы малого и среднего бизнесома во время кризиса вкладывают свои денежные средства в весьма рискованные проекты, которые намного проще начать именно в это время. Связано это прежде всего с тем, что во время кризиса арендные ставки падают, на рынке труда существует переизбыток рабочей силы. Все это дает отличную возможность предпринимателям открывать новые направления или, наоборот, сменить рынок. Поэтому в кризис малые и средние компании могут не просто «остаться на плаву», а заложить фундамент для будущего роста и развития.
Естественно, с задачей по подъему экономики предпринимателям будет легче справиться, если государство даст им «зеленый свет» — устранит коррупционные барьеры, упростит и ускорит процедуры административных согласований и т.п.