Компания за свою жизнь проходит через несколько кризисов, каждый из которых может сильно затормозить развитие или стать для нее фатальным. Большинство растущих компаний рано или поздно сталкивается с кризисом роста. Что делать, когда в компании наступил переломный момент? Как правильно распланировать проекты и организовать управление, чтобы не загубить свой бизнес на стадии роста?
До определенного момента в Timeweb многое держалось на неуёмной энергии основателей. Каждый день был наполнен драйвом. Проекты реализовывались по принципу: с утра придумали, днём внедрили, вечером запустили.
В один прекрасный день я осознал, что мы уже не стартап: число сотрудников перевалило за 80, клиентов стало больше 60 тысяч, параллельных проектов — более 30, а компания предоставляет услуги в нескольких разных нишах. При этом проекты реализуются уже не так быстро, потому что при большой клиентской базе необходимо продумывать их более тщательно. Возникают перегрузки руководителей, дисциплина падает, а сроки срываются.
Что же делать? Варианта два: либо продолжать работать в том же духе, либо что-то менять. Компании, выбравшие первый вариант, попадают в “ловушку основателя”, которая тормозит развитие бизнеса и может привести к фатальному исходу. Нам повезло, мы вовремя осознали необходимость запустить процесс эволюции в компании. Опираясь на собственный опыт, я выделил 3 основных шага, которые в этом могут помочь:
1. Начните внутреннее обучение руководителей, включая руководителей компании. Это позволит привести в порядок их дела, снизит перегрузки и даст возможность отдышаться.
2. Внедрите систему планирования, которая даст вам возможность оценить свои ресурсы и построить стратегию. Поможет соотнести планы и возможности, трезво оценить обстановку и, наконец, перестать срывать сроки.
3. Разработайте систему информирования. Все сотрудники должны знать, что происходит в компании. Какое рыночное состояние, куда компания идёт, какие планы на следующий квартал, месяц и неделю. Какой бы ни была ситуация, держать свою команду в неведении — хуже некуда.
Этих шагов достаточно для того, чтобы компания встала на рельсы постепенного улучшения и дальше спокойно миновала этот кризисный этап. При переходе компании из одного состояния в другое, эффективность работы может временно снижаться. В компаниях, где есть прямая зависимость между эффективностью работы и доходами, это может привести к падению выручки и финансовым проблемам. В идеальном случае вам необходимо иметь запас денежных средств и времени для того, чтобы инвестировать их в организационное развитие компании. К сожалению, реальность такова, что кризис роста наступает, когда вы его не ждете, и уж тем более к нему не готовитесь. Так что делать, если вы столкнулись с жёсткой нехваткой времени и денег?
В первую очередь выделите ресурсы: вам потребуется значительное время управляющего состава и финансовая подушка. В нашем случае мы поставили на паузу практически все проекты, остановили развитие новых направлений и избавились от затрат, которые раньше казались необходимыми. Заниматься сокращением расходов и проектов всегда непросто. Хорошо помогает метод “свежего взгляда”. Представьте, что вы только что пришли в компанию и ваша задача выделить ресурсы. От чего вы избавитесь? Зачастую эмоциональная привязка к тому, что вы делали до этого, мешает принять правильное решение. Важно всё время помнить: если вы не пожертвуете чем-то сейчас, завтра придётся жертвовать гораздо большим.
Есть вещи, которые при любом сокращении нельзя трогать, так как они ведут к разбалансировке системы. Это снижение качества услуг, зарплата сотрудников, дивиденды и налоги. Снижение затрат на оказание услуг путём ухудшения качества – самая плохая идея. Ваше положение на рынке обусловлено рядом факторов: ценой, качеством услуг, сервисом и многими другими. Меняя один из факторов, вы автоматически оказываетесь в другой области рынка или выходите из него вообще. Готовы ли вы в ситуации нехватки ресурсов заниматься изучением новой ниши или детальным анализом ситуации с принятием оперативных решений? Если нет – не делайте этого.
Ваши сотрудники могут быть мотивированы на изменения, могут всей душой болеть за компанию, но это не должно приводить к задержкам или снижению зарплаты. Если бы они хотели брать на себя сопутствующие риски, они бы сами занялись бизнесом. Выплата зарплаты без задержек – часть уважительного отношения к сотрудникам.
Ваши дивиденды – одна из основных составляющих бизнеса. Любой бизнес создаётся с целью извлечения прибыли. Это не должна быть единственная цель, но если вы занимаетесь бизнесом – для вас это важно. Снижая дивиденды, вы не решаете проблему, а только платите за её временное исчезновение.
И в конце концов, если не хотите получить дальнейший ком проблем, платите налоги. Здоровый сон это вам не обеспечит, но одним поводом для беспокойства будет меньше. Так или иначе, любой кризис — это возможность для компании и её руководителей. Это момент переоценки, который при хорошем раскладе даст вашему бизнесу шанс перейти на качественно новый уровень. Предотвратить кризис роста компании невозможно, но можно подготовиться и пройти его менее болезненно. Всегда помните о грамотной расстановке приоритетов. Это то, что помогает обходить стороной острые углы и успешно миновать кризис роста компании.
Об авторе
Александр Бойков стал со-основателем компании Timeweb в 2006 году, обучаясь на кафедре прикладной математики и информатики СПБГУАП. Поскольку бизнес стал быстро расти, университет пришлось бросить. До 2014 года исполнял обязанности технического директора, отвечая за построение аппаратной и программной инфраструктуры. В 2015 году стал генеральным директором компании. Венчурный инвестор, участник клуба VentureClub. Ментор стартап-сессий ФРИИ и акселератора IdealMachine.