Мартин Варшавски, CEO компании Fon
Греки проголосовали за дефолт. Оба варианта были для них плохи, но остаться в еврозоне было меньшим из зол. Греция напоминает мне мою родную страну — Аргентину. Греки проголосовали за легкое политическое решение проблемы слабой экономики. Пятнадцать лет назад и Аргентина, и Чили брали в долг больше, чем могли себе позволить вернуть. Аргентина выбрала дефолт, Чили — нет. Спустя 15 лет мы видим, что ситуация в Чили намного лучше. Аргентинцы, которые, подобно сегодняшним грекам, праздновали дефолт как проявление патриотизма, в итоге были вынуждены страдать больше, чем чилийцы, которые решили платить своим кредиторам. Недавно Аргентина вновь пережила дефолт. Мало кто хочет инвестировать в эту страну, ставшую изгоем в международном бизнес-сообществе. А вот Чили — экономическая «звезда» Южной Америки. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас говорит, что попросил греков проголосовать «против», чтобы у него была возможность выторговать лучшие условия, на которых страна останется в еврозоне. И греки поверили ему.
Скоро они поймут, что были обмануты. У Греции закончатся евро, она выйдет из еврозоны и почувствует куда более тяжелые последствия, чем те, которые ожидали бы страну, проголосовавшую «за». Аргентина по-прежнему не может обуздать галопирующую инфляцию, наладить валютный контроль и решить проблему социального неравенства. Обмен песо на доллары по-прежнему незаконен, аргентинцы живут в страхе, что правительство в очередной раз отнимет их сбережения, и все то же самое, вероятно, ожидает и Грецию в скором времени.
И все это при том, что Греции особо нечего экспортировать. Главный продукт греческого экспорта — туризм. Обесценивание национальной валюты сделает страну меккой дешевого туризма, что ей совсем не нужно. Грекам придется больше работать, получая за свой труд меньше евро. Не очень-то светлое будущее.