Организация мастер-классов — бизнес, которым может заняться каждый. Вложения минимальны (нужно лишь арендовать помещение и донести информацию до целевой аудитории), а доходы… должны как минимум покрыть издержки. Вести тренинги можно самому (если, конечно, ваши знания и опыт ценны для окружающих), а можно пригласить и «звезду». Заручившись поддержкой известного спикера и качественно организовав мероприятие, вы можете рассчитывать на приличную прибыль. Однако в большинстве случаев мастер-классы остаются лишь подработкой, способом продвижения основных услуг, а то и вовсе затратным хобби.
Рынок мастер-классов в России начал формироваться 5-6 лет назад по американской модели. В США индустрия экспресс-обучения существует не один десяток лет, ежегодно занятия посещают миллионы человек. По оценке American Society for Training and Development, годовой оборот этой индустрии приближаются к $30 млрд. В России объем рынка тренинговых услуг, к числу которых относятся и мастер-классы, составляет $1-1,5 млрд. Основная доля оборота (до 70%) приходится на Москву, около 15% — на Санкт-Петербург и еще 15-20% — на регионы. Соотношение, по мнению экспертов, будет меняться: в регионах у этого бизнеса серьезные перспективы роста.
Одна из причин успешного внедрения формата мастер-классов в России — жажда современных знаний. «Традиционное российское академическое образование не успевает за изменениями в жизни и экономике. Пока человека учат в вузе, знания устаревают, — объясняет генеральный директор школы бизнес-тренеров «Академия живого бизнеса», коуч Жанна Завьялова. — Мастер-классы — мобильный формат поставки знаний, дополняющий другие методы обучения».
Не стоит путать мастер-классы и бизнес-тренинги. Формы схожи, но в тренингах акцент делается на технологиях («Как успешно продавать товар» или «Как эффективно управлять своим временем»), эти методики разрабатывались большим числом людей, преподносит их специально обученный бизнес-тренер. Мастер-класс — это трибуна для одного человека, он делится собственными, порой уникальными наработками, опытом или технологиями. В принципе, даже семинар или лекцию можно назвать мастер-классом, но чаще экспресс-обучение проходит в формате свободного общения.
Первыми покорили российский рынок авторские уроки рукоделия и разных ремесел. Плетение кружев, мыловарение, изготовление плюшевых мишек Тедди, раскраска деревянных ложек, скрапбукинг, пэчворк, квилтинг и другие виды бытового дизайна, о которых раньше никто не слышал, превратились в массовые хобби.
Владелица студии-мастерской «АРД-Мастер» Елена Ардвеньева отмечает, что проведение подобных занятий приносит скромный доход. Почти все собранные средства уходят на оплату аренды помещения и закупку расходных материалов для уроков. «Это скорее форма занятости на основе хобби. В нашей студии мастер-классы часто проводят женщины в декрете — для других женщин, — поясняет Ардвеньева. — Много денег не заработаешь, но можно на время обеспечить прожиточный минимум и занять себя».
Однако в турфирме «Чудо-Град», организующей экскурсии по Измайловскому кремлю в Москве, считают, что ремесленные мастер-классы — дело прибыльное, если ими дополнять основные услуги. В экскурсионные программы компании включены (как дополнительная опция) мастер-классы русских ремесел: кузнечное и гончарное дело, роспись глиняной игрушки, лозоплетение. «Часто, когда в кремле проходят корпоративные мероприятия, клиенты записываются на мастер-классы», — отмечает менеджер компании Дарья Комарова. Минимальная цена за 40-минутный мастер-класс — 350 рублей с человека. Максимальная — 4000 рублей за пятичасовое занятие по изготовлению текстильной игрушки.
Другой способ завлечь клиентов (или заработать на перепродаже услуги) — продажа подарочных сертификатов. Так, питерский интернет-ресурс Бантиков.ру предлагает купоны на мастер-классы (от работы на гончарном круге за 1600 рублей до валяния войлока за 2400 рублей).
Зачастую мастер-классы — не самостоятельный бизнес, а инструмент маркетинга и пиара. Например, в сети кофеен Coffee Bean несколько лет назад начали проводить мастер-классы (стоимостью 500-600 рублей) по изготовлению натуральных шоколадных конфет. Вырученные средства, по словам руководителя отдела маркетинга Coffee Bean Анастасии Степанцевой, направляются на закупку дорогих ингредиентов. «Мастер-классы не увеличивают напрямую заработок сети, — подчеркивает Степанцева. — Но они доносят до клиентов важную мысль: у нас есть свой высокопрофессиональный шеф-кондитер, она изобретает рецепты, мы делаем дорогие шоколадные конфеты вручную только из натуральных продуктов». Раньше Coffee Bean устраивала бесплатные мастер-классы, не связанные с общепитом (плетение косичек, декупаж, роспись пряников). «Речь идет о промоакциях: людям предлагают обучаться чему-либо на конкретной площадке — в данном случае в кафе. А потом они туда приходят как клиенты», — поясняет бизнес-тренер Михаил Степанов.
В последние годы на рынке появилось несколько десятков компаний, которым удается зарабатывать на проведении мастер-классов. Темы занятий, как правило, «гуманитарные»: от психологии общения до построения бизнеса. Оценивать среднестатистические доходы участников рынка сложно: он слишком непрозрачен. По словам Инны Нурлиевой, администратора «Сити Класс» — одного из игроков этого сегмента рынка, — компания, в которой она работает, прибыльна (если судить по обороту, этот проект относится к сегменту малого бизнеса). «Сити Класс» работает в формате edutainment (от англ. education и entertainment — образование и развлечение), устраивает открытые и (при наличии запроса) корпоративные мастер-классы для больших аудиторий (не менее 50 человек на каждом занятии). Такую аудиторию способны собрать раскрученные специалисты и люди-брэнды. В портфеле компании более 150 состоявшихся специалистов, интересных не только как профессионалы, но и просто как люди.
У каждого из гуру свои мотивы для проведения мастер-классов. Скажем, Павел Анненков, учредитель и гендиректор компании «Аптренд», занимающейся оснащением гостиниц, проводит мастер-классы для начинающих предпринимателей. «Я занимаюсь этим не из-за денег. Стоимость занятий невысокая, иногда они и вовсе бесплатные. После 8 лет занятий бизнесом у меня появилось желание делиться знаниями и опытом», — говорит Анненков.
Кассу компаниям, проводящим мастер-классы, делают «звезды». Каждое занятие с Ксенией Собчак, которая проводила с «Сити Классом» несколько мастер-классов по созданию личного брэнда, привлекало не менее 400 человек. Билеты на мероприятие стоили по 2000 рублей, дополнительный доход организаторы получали за счет онлайн-трансляции (стоимость доступа — от 500 до 750 рублей). Простой подсчет показывает, что компания получала не менее 800 тыс. рублей за одно выступление Собчак — правда, гонорар последней не раскрывается.
Ирина Хакамада, которая в 2005 году стала одной из первых «звезд» зарождающегося рынка мастер-классов, проводит их сейчас на регулярной основе. «Я продолжаю делать то, чем занималась раньше, но с помощью других инструментов, — объясняет Хакамада. — Я рассказываю слушателям о своем опыте, чтобы они могли если не использовать его, то хотя получить какие-то ориентиры. Люди ищут информацию о том, как стать успешным в условиях бесконечной турбулентности». В арсенале у Ирины Хакамады курсы на разные тематики: лидерство, «айкидо-переговоры», тимбилдинг, тайм-менеджмент и т.д.
Основной плюс бизнеса по организации мастер-классов очевиден: это почти полное отсутствие первоначальных вложений. «Cтартовый капитал не нужен — достаточно обладать связями, — говорит Жанна Завьялова. — Этот рынок привлекает предпринимателей и тем, что не обязывает их ни к чему, кроме выплаты налогов. Никакой ответственности за качество мастер-классов бизнесмен не несет». Основной минус организации мастер-классов — трудозатраты: находить и привлекать к сотрудничеству специалистов, готовых делиться своим опытом, не так просто. По мнению экспертов, гораздо легче заработать на бизнес-тренингах, пригласив опытного тренера, которой будет годами «гастролировать» с отработанной программой.
Текст: Ольга Венседорина