Молодой предприниматель Андрей Макеев собрал на одном сайте предложения от 9500 цветочных магазинов со всей России.
Оценка бизнес-климата в стране — дело субъективное. «Строить бизнес в России — все равно что воткнуть палку в чернозем: посадил — и она обязательно прорастет», — излучает энтузиазм Макеев. Его позитивный настрой можно понять: вложив на старте сто рублей (с его слов) в запуск сайта, он легко привлек 1,4 млн рублей инвестиций и за неполный год довел ежемесячный оборот до 500 тыс. рублей.
История стартапа началась с акселератора «Яндекса» Tolstoy Summer Camp — экспериментальной мастерской для тех, кто хочет научиться создавать и запускать свои проекты. Здесь начинающим предпринимателям за несколько месяцев помогают правильно сформулировать или даже придумать с нуля идею, собрать команду, составить бизнес-план и разработать прототип.
Летом 2013 года Андрей Макеев пришел в акселератор с проектом по управлению автобусными турами. Однако выяснилось, что аналогичных проектов уже запущено немало, и еще один такой же рынку не нужен. Альтернативную идею Макеев искал вместе с новоиспеченным партнером, специалистом по разработке и оптимизации интернет-ресурсов Артемом Гамбицким, у которого на тот момент уже был опыт разработки и технического сопровождения ряда серьезных проектов: GreenStreet.by (посадка именных деревьев), Takepin.com (система поиска полезных связей через знакомых), Medi-card.ru (система, позволяющая вести подбор пациентов для клинических исследований) и др.
В число выбранных ребятами направлений попал и цветочный бизнес: большой рынок с высоким темпом роста. Создавать очередной цветочный интернет-магазин не было смысла, а вот агрегатор предложений от офлайновых торговых точек выглядел перспективной идеей. Успешность этой бизнес-модели подтвердили такие сервисы, как booking.com, aviasales.ru, delivery-club.ru и др.
Буквально за одну неделю выбранная модель была протестирована: создан сайт, разосланы письма с предложением сотрудничества. Флористы, заинтересованные возможностью привлечения новых клиентов, откликнулись. За восемь месяцев к сервису подключилось 9500 цветочных магазинов из 834 городов России, а ежемесячный объем продаж через агрегатор достиг полумиллиона рублей.
«У нас изначально была четкая методология и стратегия действий — все это благодаря навыкам, полученным на акселераторе Tolstoy Summer Camp, — говорит Андрей Макеев. — До этого я успел загубить несколько идей плохой реализацией».
В число полезных навыков, очевидно, вошло и умение общаться с инвесторами. Макееву удалось привлечь 1,4 млн рублей от государственного Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), который предоставляет финансирование и экспертные ресурсы онлайн-стартапам на ранних стадиях развития. Привлеченные деньги пошли на маркетинг и техническое усовершенствование сервиса.
Создать профиль на сайте FlowWow может любой цветочный магазин. Сам аккаунт бесплатный, но сервис удерживает комиссию 20% с каждой продажи. В каталог товаров можно добавить любое количество букетов с обязательными фотографиями. Доставкой занимаются курьеры самих цветочных магазинов, стоимость доставки магазины устанавливают самостоятельно. При этом FlowWow берет комиссионные со стоимости только букета, а не всего заказа с учетом доставки.
Новая «фишка» сервиса — абонемент на доставку цветов. «Многие мужчины забывают важные даты: день знакомства с девушкой, первого свидания, день свадьбы, — говорит Андрей Макеев. — Наш сервис поможет избежать связанных с этим неприятностей. Зарегистрировавшись на нашем сайте, клиент вносит все важные даты в специальный календарь на год вперед, указывает сумму, которую готов потратить, и цветы автоматически будут отправляться адресату».
Главным достижением первого года работы Макеев считает подбор сильной команды проекта (в ней сейчас 8 человек). А вот бизнес он считает «сырым»: «Проект можно будет считать состоявшимся, когда у нас будет сто заказов в день, а пока мы имеем до десяти». Поэтому главная задача сейчас — увеличить конверсию с сайта и привлекать больше новых клиентов. Пока основной канал их привлечения — контекстная реклама. В будущем основатели планируют активнее использовать таргетированную рекламу в социальных сетях: например, в канун дня рождения девушки напоминать ее бойфренду о необходимости заказать цветы.
До конца этого года Макеев рассчитывает увеличить ежемесячную выручку в десять раз — до 5 млн рублей. Сделать это планируется за счет повышения трафика и конверсии, расширения ассортимента и увеличения среднего чека.
Следующий шаг — выход на международный уровень. Своим главным конкурентом на рынке Западной Европы FlowWow видит не российских гигантов по продаже цветов, таких как AMF или Florist.ru, а европейскую компанию Interflora, занимающуюся доставкой цветов более ста лет. Предложить свой сервис российский агрегатор намерен в первую очередь в Великобритании, Франции и Германии. Макеев утверждает, что до сих пор никто не собрал предложения цветочных магазинов Западной Европы на одной площадке — а значит, у него есть шанс стать первым. Реализация этих планов требует серьезных инвестиций, поиском которых команда FlowWow сейчас занимается.
Текст: Елена Тимохина