Факторинг — довольно сложная финансовая услуга, она требует скрупулезных расчетов, многих встреч с клиентом и оформления десятков различных документов. Александр Федоров создал в интернете онлайн-площадку Invoice Market, где участники сделок — поставщики, дебиторы и факторы — могут совершать их удаленно, активно используя в документообороте электронную подпись.
Александр Федоров готов рассказывать о тонкостях факторинга часами — он по-настоящему увлечен этой темой, и неудивительно, что именно ему пришла в голову идея онлайн-сервиса для оптимизации процесса заключения договоров. В тот момент Федоров был заместителем гендиректора факторинговой компании «Лайф». Естественно, он был заинтересован в том, чтобы привлекать как можно больше клиентов.
«Лайф» ориентировалась на малый и средний бизнес. «Это интересный сегмент, но очень трудозатратный и дорогой с точки зрения обслуживания, поскольку требуется много сотрудников, — поясняет Александр Федоров. — К тому же здесь высоки риски невозврата средств. Так что я постоянно думал, как бы упростить и удешевить работу с такими предпринимателями». Надо отметить, что для некоторых представителей МСБ обращение к факторингу является последней надеждой получать финансирование на постоянной основе. Банки зачастую отказывают им в кредитах по разным причинам: из-за финансового состояния, отсутствия залогов или ресурсной базы, небольшого уставного капитала, непрозрачности бизнеса и пр.
В процессе одного из неформальных «мозговых штурмов» родилась идея своего рода онлайн-аукциона, или биржи по торговле дебиторской задолженностью. Мысль на тот момент казалась слишком революционной. «Я время от времени возвращался к этой идее, обсуждал ее с коллегами по цеху. Но мало кто верил, что это возможно, запуск такого аукциона казался фантастикой», — вспоминает Федоров. Главное препятствие все видели в организации документооборота в соответствии с требованиями законодательства.
Дело сдвинулось, когда весной 2011 года был принят федеральный закон об электронной подписи. Возможность ее использовать в работе интернет-биржи снимала все основные проблемы. Теперь юридически значимые документы, договоры, накладные, счет-фактуры и массу прочих бумаг, которые сопутствуют сделке, можно заверять электронным способом. Так что Федоров всерьез занялся разработкой идеи. Ради этого ему пришлось покинуть «Лайф»: владельцы не были готовы ни финансировать идею в рамках компании, ни инвестировать в нее как в стартап. По подсчетам Александра Федорова, на первом этапе должно было потребоваться несколько миллионов долларов.
Оказавшись на вольных хлебах, Федоров принялся искать инвестора: «Долгое время я безрезультатно вел переговоры с разными организациями, в том числе ведущими банками, а также частными инвесторами. Не могу сказать, что они не оценили идею, скорее мы не смогли договориться об условиях».
Инвестор, с которым договориться удалось и который на данный момент является единственным владельцем компании Invoice Market, нашелся случайно — через дальних знакомых. Федоров не называет имени собственника, но поясняет, что тому принадлежат довольно крупные активы в сферах лизинга, торговли и перевозок, кондитерском производстве и золотодобыче. «Переговоры длились достаточно долго, это крупный предприниматель, который умеет считать деньги, — говорит Александр Федоров. — Я думаю, прежде чем согласиться, он заказал финансовым аналитикам оценку идеи на жизнеспособность и анализ самого проекта на основе такой идеи. В итоге появился ряд интересных предложений по структуре сделки, в рамках которой мне был предложен опцион. На первом этапе вложения должны были составить $2-3 млн».
Деньги потребовались прежде всего для создания торговой системы с нуля. За рубежом имеется пара аналогичных проектов: одна факторинговая интернет-площадка функционирует в Великобритании, другая — в США при Нью-Йорской товарной бирже. Познакомившись с принципами их работы, создатель Invoice Market отказался от мысли скопировать их или приобрести лицензию: различия в законодательстве, бизнес-стандартах и принципах документооборота оказались слишком велики. Необходимо было создавать чисто российскую платформу. Ее суть заключается в том, чтобы свести в одном месте поставщиков (тех, кто осуществляет поставки, именно им необходимо финансирование), дебиторов (в адрес кого осуществляются поставки) и факторов (факторинговые компании, банки и любые организации, предоставляющие финансирование). Все три стороны могут работать на основе безбумажного электронного документооборота и с использованием зарегистрированной электронной подписи.
В ноябре 2013 года начались основные работы по проекту. Костяк команды составили юристы, они формируют правила, в рамках которых действуют все участники аукциона. Первоначально над проектом работало 10 человек, сегодня в штате Invoice Market порядка 80 сотрудников, а к концу года численность персонала может вырасти до сотни человек. «У нас большой блок продаж, который и привлекает клиентов, — поясняет Александр. — Также много сотрудников в службе поддержки для консультаций потенциальных и реальных участников площадки».
Разработку электронной системы будущей биржи проводила сторонняя компания на принципах аутсорсинга. Программистов в штат привлекли позже, чтобы они обеспечивали бесперебойную работу платформы. По словам Федорова, это довольно серьезная и уникальная IT-разработка: платформа кросс-функциональна, она может работать с электронными подписями и обеспечивает высокий уровень надежности и безопасности. Ни одно из готовых IT-решений для Invoice Market не подошло. «Для любого фактора на рынке качественный софт становится элементом конкурентного преимущества, — говорит Федоров. — Ведь в работе необходимо учитывать бесчисленное количество операций. Представьте, поставщику требуется финансирование на несколько миллионов рублей, но вся эта задолженность может измеряться в накладных по 10 тыс. рублей. Так что каждую накладную нужно отслеживать, на это способно только специализированное ПО».
Бета-версия системы была готова в апреле 2014 года, но оказалась «сырой» и потребовала доработки. В начале лета площадка Invoice Market заработала в тестовом режиме. «Мы привлекли для нее группу лояльных клиентов-поставщиков, которые получили самый высокий сервис, — отмечает Федоров. — На основе их пожеланий система модифицировалась, в нее добавлялись новые продукты, повысилось удобство и расширилась функциональность. Например, если вначале со стороны какой-то компании мог участвовать один пользователь, то затем доступ был разрешен неограниченному количеству пользователей с разными ролями: один может подписывать документы, другой — только просматривать, третий — осуществлять операции и т.д.».
Естественно, система не могла бы заработать без участия хотя бы одного фактора. Стратегическим партнером стала факторинговая компания «Рост». «Она давала нам обратную связь и выступала бесплатным тестером. Конечно, при этом компания получила неплохую прибыль, не имея конкурентов на нашей площадке», — говорит Александр Федоров. Когда 1 сентября Invoice Market открылась официально, то в системе уже было зарегистрировано около 100 постоянно работающих поставщиков, а к концу сентября — почти 200. С факторами также ведутся переговоры — к середине осени в системе может появиться около десятка покупателей «дебиторки». Для привлечения на площадку новых участников недавно была запущена социальная сеть для предпринимателей. Новый сервис позволяет бизнесменам, находящимся, например, на каком-то мероприятии, оперативно получить список гостей и договориться с кем-то из них о встрече, позвонив или отправив sms-сообщение. Непосредственного отношения или интереса к факторингу эти люди могут и не иметь, но благодаря соцсети узнаваемость Invoice Market в бизнес-среде должна постепенно повыситься.
Объем сделок на Invoice Market постепенно растет. По оценкам Федорова, ежедневный оборот средств внутри площадки составляет 40-50 млн рублей, а к концу года он может возрасти до 80-100 млн рублей в день. Сделки осуществляются по такому принципу: после регистрации (это отдельный процесс, все документы тщательно проверяются сотрудниками Invoice Market) участник может выставить свой лот на торги. Лот — это накладные от одного дебитора, которые можно сформировать в пул и представить кругу инвесторов. Остается дождаться от них предложений о покупке этого лота. Факторы обозначают свою цену и условия по финансированию и срокам. Когда поставщик выбирает подходящего фактора, сделка завершается. «Важный момент здесь в том, что в офлайне обычно поставщик ищет компанию, которая купила бы его дебиторскую задолженность, а здесь наоборот: фактор сам стремится кого-то профинансировать».
Глобальная цель Александра Федорова — перевести в онлайн-режим значительную долю всего российского рынка факторинга. «Факторинг в офлайне — это сложный, долгий и зачастую непонятный поставщику процесс. При этом помимо основного у фактора есть собственный документооборот по уступкам, юридической передаче прав требований и подобному. Все это затягивает финансирование на недели, тогда как поставщикам проблему «дебиторки» обычно надо решать быстро», — объясняет Федоров. Режим онлайн позволяет в разы убыстрить общение контрагентов.
Invoice Market намерена зарабатывать на комиссии от факторов и на предоставлении дополнительных платных услуг. «Тот сервис, который раньше оказывался факторинговыми компаниями, мы хотим «оттянуть» на себя, а факторам оставить роль инвесторов», — говорит Федоров. Один из видов сервиса — регулярные напоминания дебиторам о необходимости производить платежи. Invoice Market может этим заняться, за что будет получать определенные отчисления от факторов. Также поле деятельности открывается в области риск-менеджмента — компания Федорова готова на платной основе осуществлять верификацию дебиторской задолженности поставщиков. Вскоре участникам системы могут быть предложены услуги страхования рисков, связанных с неплатежами со стороны дебиторов.
Александр Федоров
В 2003 году окончил Московский университет госуправления. В 2005-2007 годах работал в Национальной факторинговой компании, затем перешел в финансовую группу «Лайф» на должность заместителя гендиректора. С 2013 года — гендиректор Invoice Market.
Текст: Ольга Венседорина