Эта статья создана нашим корреспондентом Андреем Скрипкиным в рамках авторского проекта «Вокруг света в поисках предпринимательской мудрости». Первая фаза проекта посвящена предпринимателям Юго-Восточной Азии. Андрей побеседовал с известными в регионе основателями компаний, которые закладывают фундамент будущей экономики.
Виктор Лавренко
До начала предпринимательской карьеры работал ведущим программистом сначала в Netscape, а затем в Mail.ru, где дослужился до вице-президента по стратегии и финансам. В 2005 году основал поисковик Nigma.ru. В 2011 году начал работу над вьетнамским поисковиком Cốc Cốc (Кок Кок) совместно с Владимиром Чернышовым и тремя вьетнамцами-выпускниками МГУ. Для реализации этого проекта во Вьетнам была привезена команда российских программистов. Лаверенко, Чернышов и бывший совладелец HeadHunter Михаил Фролкин совместно проинвестировали проект из личных средств. Еще $14 млн вложил немецкий издательский дом Hubert Burda Media. Всего инвестиции составили порядка $40 млн. Сейчас Cốc Cốc является самым популярным сайтом во Вьетнаме. Компания также распространяет одноименный браузер, геолокационное приложение Nhà Nhà, и владеет собственной системой контекстной рекламы. Инвестиции от Hubert Burda Media будут использованы на экспансию проекта в другие страны Юго-Восточной Азии, которая призвана увеличить выручку компании до $1 млрд.
Вьетнамский рынок пока еще не насыщен высокотехнологичными продуктами, это и стало одной из причин, почему Виктору и его команде удалось вырваться всего за три года на первое место со своим продуктом. Помимо того, что их продукты (поисковик, браузер) лидируют в своей нише, сайт поисковика вышел на первое место по посещаемости во Вьетнаме, подвинув Google. Секрет успеха в продукте: разработчики Cốc Cốc создали специальные средства для работы с орфографией и диакритикой, что позволяет в значительной степени экономить время пользователей и выдавать более четкие результаты. В интервью «Своему Бизнесу» Виктор рассказал о нюансах работы с вьетнамцами, инвесторами и дал полезный совет предпринимателям.
Трудно ли российским специалистам работать в многонациональном коллективе?
Скорее нет. Во Вьетнаме живет очень много русскоговорящих вьетнамцев, которые много лет работали и учились в России и странах СНГ. Отношение к россиянам здесь более чем дружелюбное.
Стиль управления и методы контроля отличаются от работы в РФ?
Вьетнамцы меньше спорят и практически всегда говорят «да», даже если это на самом деле «нет». Иногда это хорошо, иногда плохо. Руководителю всегда нужно помнить об этом.
Когда вы принимаете решение войти в новый проект как инвестор, на что стоит обращать внимание?
С точки зрения инвестора надо вкладывать в проекты, которые смогут «выстрелить» на рынке. Важно, чтобы ключевые конкурентные преимущества проекта можно было легко объяснить пятилетнему ребенку, особенно если проект рассчитан на массовую аудиторию. Ну и самое главное — это команда – есть ли успешные проекты за плечами руководителей, какой опыт и специализация у других разработчиков. Любой интернет-проект — это прежде всего инвестиции в команду.
«Не пытайтесь имитировать продукт конкурента, а фокусируйтесь на собственных отличительных чертах, которые сделают ваш продукт только лучше»
Как основателю не ошибиться с выбором инвестора, как заинтересовать инвестора в своем проекте?
Привлекая инвестиции, нужно отдавать предпочтение «smart money», то есть выбирать такого инвестора, который сможет привнести в проект капитал не только физический, но и собственный интеллектуальный. Лучший инвестор, на мой взгляд, этот тот, кто хорошо разбирается в тех жизненно важных для компании областях, где у вас недостаточно опыта. Например, вы отличный программист и менеджер продукта, но ничего не понимаете в продажах, тогда вам нужен инвестор с опытом организации продаж.
А как заинтересовать инвестора – только путем стремительного развития продуктов и услуг. Наши инвесторы — из России и Германии. Одни убеделись, что Cốc Cốc может обогнать Google во Вьетнаме благодаря технологиям, специально разработанным для вьетнамцев, вторые увидели насколько Cốc Cốc стал популярным во Вьетнаме благодаря нашим уникальным технологиям. Для всех начинающих стартапов совет: при разработке нового продукта не пытайтесь имитировать продукт конкурента, а создавайте и разрабатывайте отличительные фичи и черты, которые сделают ваш продукт только лучше.
Как обстоят дела с монетизацией? Сколько рекламодателей?
В настоящий момент у Cốc Cốc более трех тысяч активных платящих рекламодателей. Рост выручки составляет 10-15% в месяц.
Актуальная статистика посетителей? Сколько было скачиваний браузера с момента его запуска?
Всего скачиваний с момента запуска браузера – более 160 млн. За ноябрь 2015, по данным статистики «Яндекс.Метрика», наша месячная аудитория составила около 21 млн уникальных пользователей.
Столкнулись ли вы с кризисами роста? Были ли сложности в управлении из-за быстрого масштабирования компании?
Самой большой проблемой в начале был стремительный рост популярности проекта. Пришлось изрядно потрудиться для того, чтобы своевременно расширить команду разработчиков и инфраструктуру проекта, соответствующую росту аудитории.
В чем секрет успеха вашего проекта?
Секрет в продуктах. К примеру, в Cốc Cốc есть функция автоматического добавления тонов и диакритических знаков для вьетнамского языка, которая помогает пользователям сэкономить 20-50% времени набора текста. Также мы разработали технологию проверки орфографии для вьетнамского языка. Например, Microsoft Word, Chrome и Firefox вьетнамский язык не поддерживают в плане проверки орфографии. Нам удалось ускорить загрузку файлов из интернета в 8 раз. В общем, мы собрали важные для местного рынка функции в один браузер. Поэтому браузер стал быстро распространяться просто из уст в уста. 85% установок являются органическими. Вы можете увидеть в Google Trends, что пользователи во Вьетнаме ищут Cốc Cốc значительно чаще, чем другие браузеры.
Какие были проблемы в связи с переездом сотрудников во Вьетнам? Как они решались? Как компания помогает интегрироваться членам семей своих сотрудников? Были ли случаи, когда сотрудники уходили, из-за того, что кто-то из членов семьи сотрудника не смог найти свое место в новой стране?
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Советую вам посмотреть видео, где наши сотрудники подробно рассказывают и жизни и работе во Вьетнаме. В последнее время, в связи с экономически сложной ситуацией в России и некоторых странах СНГ, конкурс на свободные вакансии в Cốc Cốc вырос.
https://www.facebook.com/CocCocjob/videos/727445524029002/
Мнения читателей