Основатели стартапов часто интересуются, не пора ли им заняться географической экспансией, запуском второго продукта или выходом в новый потребительский сегмент. В большинстве случаев ответ будет отрицательным. Заниматься всем перечисленным не стоит до тех пор, пока ваша компания не стала достаточно крупной (обычно это несколько сотен сотрудников) и пока вы не разобрались как следует со всеми основными вызовами и проблемами своего бизнеса.
Когда стартап начинает осваивать новое масштабное направление деятельности, его ресурсы дробятся пополам. Преимущества стартапа — скорость и сфокусированность. Диверсификация бизнеса означает, что каждое направление получает половину фокуса, а время исполнения растягивается вдвое. Теперь у вас два маркетинговых посыла, два продающих питча, две пиар-стратегии, две продуктовые команды и две команды разработчиков. Совмещение двух в одном затрудняет коммуникационную задачу для компании, и ее клиентам тоже трудно увязать в своем сознании одно с другим. Для малого бизнеса удвоение создает сложности, которые могут оказаться ошеломляющими.
Экспансия может замедлить темпы роста основного бизнеса. Если вам приходит в голову идея запустить второе направление, значит, вы достаточно успешны в первом, и у вашего бизнеса хорошие перспективы. Основателям стоит задуматься о том, не позволят ли более высокие темпы роста и доминирование в одном сегменте рынка создать компанию с большей капитализацией. Вполне вероятно, что присутствие на двух рынках, где ваше проникновение и темпы роста ниже, приведет к худшим результатам. Это особенно справедливо для рынков, находящихся на ранней стадии развития: сфокусированный стартап, который в глазах инвесторов находится на пути к монополизации рынка, будет обладать большей стоимостью.
Не забывайте, что ресурсы стартапа ограничены. Как вы решите, какому продукту отдать приоритет, когда у вас не будет хватать денег? Если у вас появится редкая возможность «засветиться» в СМИ, о каком продукте вы будете рассказывать? Подобные решения придется принимать постоянно, и поддерживать баланс будет очень непросто.
Как говорится, за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Так что выберите одного и хватайте его.
Мнения читателей
Vlad
Гениально. Плагиат по мотивам русских народных сказок.Автору — двойка.Для подобного бизнес ресурса необходимо что-то интереснее.Ничего личного.
Admin
Спасибо за конструктивную критику, будем тщательнее отбирать материалы для публикации.
Андрей
Ну, такое… Есть ещё множество важных нюансов. Есть ресурс, широко известный в очень узких кругах, где миллионеры и миллиардеры делятся опытом и дают четкие инструкции:
https://www.big-money.info/