Рано или поздно в любом коллективе заводится козёл, который всегда рад испортить настроение окружающим. Если ему удается постоянно отравлять жизнь всей команды, немедленно от него избавляйтесь. Профессор Роберт Саттон, преподающий менеджмент в Стэнфорде, отбросил политес и написал книгу «Не работайте с м*даками», в которой подробно объяснил механизмы деструктивного влияния мудаков и методы борьбы с ними.
Мудаки обходятся вам слишком дорого
Один мудак может испортить рабочий настрой всего коллектива. Мудаки изо дня в день унижают коллег, постоянно спорят и считают, что во всём правы. И они обходятся вам слишком дорого. Речь идёт не только о настроении вашей команды, статистика говорит о том, что совокупные затраты на некомпетентных сотрудников исчисляются миллионами долларов в год:
25% жертв издевательств и 20% очевидцев травли увольняются. Ученые подсчитали: в организации, состоящей из 1000 сотрудников, увольнение четверти жертв издевательств (при стоимости замены $20 тыс.) выльется в $750 тыс. годовых убытков. А если учесть, что на каждый объект травли приходится два свидетеля и 20% из них уходят, то добавляются еще $1,2 млн. А это уже два миллиона долларов. Если у вас нет тысячи сотрудников, ваши потери будут примерно пропорционально меньшими, но, согласитесь, проблема стоит вашего внимания.
Введите правило «Не работайте с мудаками»
Первое, что вам необходимо сделать — это ввести корпоративное правило и перестать работать с мудаками, которые подрывают дружественную атмосферу вашей компании. И этому правилу должны следовать все: от руководства до подчинённых. Ведь если в коллективе появился один мудак, эпидемия захлестнет всю команду.
Особое внимание уделите людям, отвечающим за найм. Как правило, мудаки притягивают других мудаков, поэтому очень важно позаботиться о том, чтобы калитка для них не была открыта.
Также неплохо бы применить правило «Не работайте с мудаками» и ко всем людям, которые, так или иначе, взаимодействуют с сотрудниками вашей компании. Это партнёры, стажеры и даже клиенты. На первый взгляд это решение кажется чересчур строгим, однако ваши работники не заслуживают унижения, а покупатели платят деньги не за то, чтобы выслушивать или наблюдать агрессивных хамов.
Научите людей спорить
Следуя золотому правилу «Не работать с мудаками», вы ни в коем случае не должны заменять мудаков на слабаков, которые не могут постоять за себя в споре. Ведь хуже агрессивного коллектива может быть лишь команда, члены которой со всеми во всём соглашаются.
Создайте в своём коллективе атмосферу взаимоуважения, где каждый может высказать свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения других коллег. Именно такой подход сделает вашу команду наиболее продуктивной и слаженной.
Сделайте исключение для одного мудака
В некоторых случаях, если вы полностью уверены в себе и в своих коллегах, можно сделать исключение для одного мудака. Благодаря такой политике, вы сможете использовать самоуверенность и напор данного сотрудника в своих целях. А в случае неудачи, мудак послужит антипримером для своих коллег.
Самое главное — всегда держать его в рамках приличия. Иначе «лихорадка мудака» начнёт быстро распространяться по вашему коллективу.
Не торопитесь клеймить людей
Иногда мы торопимся с выводами и обвиняем людей в том, в чём они не виноваты. Именно поэтому, прежде чем повесить на человека тот или иной ярлык, внимательно проследите за его поведением, и по возможности, поработайте с ним. Ведь неприветливый программист может оказаться отличным профессионалом, который скрывает свою застенчивость под маской хамоватого типа, а у раздражительного инженера, возможно, наступил кризис в личных отношениях, который скоро решится.
Каждый из нас переживает сложные времена и временами все мы ведём себя как мудаки. Однако, чтобы это не стало перманентным состоянием, прекратите работать с теми, кто зарекомендовал себя настоящим мудаком.