Роман Прилипко, сооснователь Helfine Medical, уверовал в немецких врачей после случая с одним из членов его семьи. В России полтора года обследований не приблизили к постановке диагноза, а в Германии за два дня выявили потенциально летальное заболевание. В той же клинике Роману предложили протестировать сервис телемедицины, отметив, что диагноз мог быть с тем же успехом поставлен на основе данных, полученных при обследовании в России. На этом этапе Прилипко и его партнер Александр Бортенёв решили стать посредниками между российскими пациентами и немецкими госпиталями, предлагающими услуги телемедицины. В августе 2014 года партнеры составили бизнес-план, а в феврале 2015-го запустили Helfine Medical. Сервис снимает проблему языкового барьера при обращении к медицинским специалистам Германии. «Нужно лишь загрузить снимки, выписки, анализы, все что есть, заплатить за услугу и через 2-3 дня у вас уже есть заключение», — говорит Роман.
Сейчас второе мнение от немецкого профессора обойдется российскому пациенту в 240 евро (около 18500 рублей на момент публикации этой статьи). Основатели уверяют, что это выгодно. «Простейший снимок МРТ в Германии стоит 890 евро. Перед этим нужно сдать анализ крови – это еще 150-220 евро. Одна консультация с профессором такого уровня– 150-300 евро. Итого выходит около 1500 евро. И это мы не считаем расходы на дорогу и проживание, переводчика», — рассуждает Бортенёв.
С немецкой стороны с компанией сотрудничает больше десяти клиник. Если в Helfine Medical не могут удовлетворить запрос от клиента, потому что нет нужного специалиста, то все равно стараются найти нужные контакты, так что база врачей постоянно растет. При этом компания сотрудничает исключительно с врачами высшей категории – профессорами и докторами медицинских наук.
Сейчас в компании пытаются наладить более таргетированный поиск клиентов. «Нам не нужно особо рассказывать про разницу между российской и немецкой медициной, — замечает Бортенев. – Но прежде всего наш сервис нацелен на помощь тем пациентам, которые попали в ловушку медицинского туризма и намерены ехать и тратить возможно последние сбережения с надеждой, что в иных странах им помогут на прозрачной экономической основе, что конечно же является ошибочной гипотезой. Первичная задача — помочь тем пациентам, кто ищет проверки или постановки диагноза при наличии снимков, а на сегодняшний день это большая часть любых более или менее серьезных заболеваний. Поэтому прежде всего через различные онлайн-инструменты мы проводим разъяснительно-просветительную работу для пациентов, которые ищут «второе мнение», проверку диагноза, чтение МРТ либо лечение за рубежом».
За первые несколько месяцев работы у Helfline Medical набралось 120 клиентов. Основатели признаются, что рассчитывали на больший спрос и объясняют невыполнение планов волатильностью курса рубля. Спасти ситуацию может снижение цен за счет ухода в онлайн и передачи функций call-центра на аутсорсинг. Потенциал рынка в компании оценивают по-прежнему высоко. В 2013 году в Германию только по медицинским визам выехало из России 27 тыс. человек, которые оставили там 128 млн евро, то есть средний чек составил 4700 евро. «Большинство пациентов ограничилось диагностикой, которая в любом случае нужна. А именно этот сервис мы и предлагаем, только по более доступной цене», — отмечает Бортенёв. По словам основателей, уже сейчас компания способна обслуживать до 1500 клиентов в месяц. На старте компаньоны вложили 5 млн рублей собственных средств, которые пошли на открытие двух офисов и разработку сайта. В операционный ноль компания вышла на второй месяц работы. «Сейчас, правда, мы планируем расширяться, нанимать профессиональных маркетологов и других специалистов, так что скорей всего опять уйдем в минус. Мы не планируем выходить из бизнеса, а выстраиваем долговременную стратегию».
Вместо 13 офлайн-офисов в крупных городах Helfine Medical теперь планирует открыть 50 виртуальных. «В России у нас пока нет конкурентов, — считает Роман Прилипко. — Мы онлайн-сервис, где пациенты и врачи находят друг друга. Никакого намека на медицинский туризм и дополнительные траты у нас нет. Клиент получает то, за чем пришел».
Текст: Алексей Упатов