Я — фанат настольных игр. Именно поэтому я удивился, услышав в конце февраля о том, что компьютерная программа AlphaGo, созданная компанией DeepMind (подразделение Google) победила европейского чемпиона по игре го со счетом 5:0. Возможно, вам покажется, что в этом нет ничего необычного, ведь в конце концов, почти 20 лет назад компьютер IBM Deep Blue обыграл Каспарова в шахматы.
Но на самом деле, шахматы и го — принципиально разные игры. В шахматах присутствует строгая логика, а для игры в го необходимо обладать воображением и интуицией. Кроме того, в го совсем другой уровень вариативности. В шахматах количество возможных ходов в каждый момент — около 20, а в го — ближе к 200. Демис Хассабис, основатель DeepMind, любит подчеркивать, что в го “число возможных комбинаций на доске превышает число атомов во Вселенной”.
Из-за таких различий в уровне сложности, искусственному интеллекту требуются разные алгоритмы при игре в шахматы и го. В шахматах вполне годится подход, называемый “грубой силой”: программа просто перебирает по очереди все возможные варианты развития партии. В го такой подход не работает, поскольку число вариантов слишком велико. Искусственному интеллекту требуется упростить процесс. В случае с AlphaGo программа использует “сеть правил” и “сеть ценности”, чтобы сократить количество перебираемых вариантов.
На первом шаге “сеть правил” предлагает ограниченное количество потенциально удачных ходов, основанных на записях партий профессиональных игроков, которые хранятся в памяти компьютера. Затем на основе этих предложений “сеть ценности” проcчитывает варианты развития игры примерно на 20 ходов вперед и выбирает лучший на текущий момент в игре.
Этот процесс упрощения подобен работе человеческого ума. На самом деле, программа ведет себя точно так же, как профессиональный игрок (причем такой, который никогда не устает и не ошибается).
В марте этого года AlphaGo сразится с 33-летним корейцем Ли Седолем, чемпионом мира по игре в го. Я лично надеюсь, что Ли Седоль выиграет, по крайней мере в этот раз. В Азии традиции игры в го гораздо глубже, и азиатский чемпион намного более сильный игрок по сравнению с европейским чемпионом. Однако искусственный интеллект развивается такими темпами, что в конце концов победит любого человека, будь он хоть чемпионом мира.
“И что с того? — спросите вы. — Почему кого-то за пределами достаточно узкого круга фанатов го это должно волновать?”
Дело в том, что программа, которая может играть в го, также может руководить компанией, в том числе вашей. Обратите внимание на сходства между игрой в го и менеджментом. Игрок в го пытается отнять территорию (т.е. долю рынка) у своего соперника (т.е. конкурента) и побеждает, когда начнет контролировать более половины игровой доски (т.е. доминирует в своем сегменте).
AlphaGo и CEO мыслят одинаково. CEO сначала выстраивает “сеть правил”, основанную на управленческих теориях и изучении кейсов. А затем, столкнувшись с конкретной проблемой, они используют “сеть ценности”, чтобы взвесить достоинства и недостатки нескольких возможных сценариев, прежде чем выбрать наиболее жизнеспособный.
Правда, между менеджментом и го есть три существенных различия:
1) В го у вас всего один противник. В бизнесе вам приходится сражаться с множеством конкурентов одновременно.
2) При игре в го вы передвигаете по доске бездушные камушки. В бизнесе вы управляете чувствительными людьми, обладающими разными способностями и личными качествами.
3) Внешние условия никак не влияют на партию в го. Буря за окном не мешает вам спокойно играть, сидя дома. В бизнесе внешние обстоятельства — финансовые кризисы, скачки курсов валют, рецессия и т.п. — могут иметь огромное значение для вашего бизнеса.
Если искусственный интеллект разовьется до такой степени, что сможет учитывать все эти три фактора при планировании различных сценариев, он сможет в совершенстве исполнять все обязанности СЕО. Конечно, сейчас у нас вызывает сомнения, что искусственный интеллект станет настолько мощным. Но я рассчитываю, как минимум, что искусственный интеллект через несколько лет займет место советника. Посмотрите, что произошло в мире настольных игр: после того, как искусственный интеллект победил чемпионов в шахматы и сёги (японская настольная игра, родственная шахматам — прим.ред.), поверженные чемпионы выбрали компьютер в качестве партнера по игре, чтобы практиковаться с ним и учиться у него.
Пройдет немного времени, и СЕО точно так же возьмут себе в качестве партнера искусственный интеллект, чтобы обучаться у него и советоваться с ним в вопросах принятия решений и стратегии. Какие чувства вызывает у вас сотрудничество с роботом? Готовы ли вы поступать так, как он скажет? Боитесь ли вы этого, или ждете с нетерпением?
От редакции
Ли Седоль проиграл компьютеру четыре из пяти партий.
Мнения читателей
flarid2012@mail.ru
Передавать функции управления ИТ опасненько, а вот использовать в качестве специалиста анализа рынка и экономики в целом будет не плохо.
Андрей
Прежде надо ознакомиться с Антихрупкостью Нассима Талеба, а уж потом думать кому стратегию передавать.