Когда-то россияне тратили две недели, чтобы добраться на конном экипаже до Европы, и ежедневно позволяли себе послеобеденный сон. Теперь размеренная жизнь стала роскошью: технологии, призванные облегчить наше существование и сэкономить нам время, не оставляют шанса на безделье. Наверное, неслучайно фактор времени стал особенно популярным у предпринимателей, находящихся в поисках конкурентных преимуществ. «Свой Бизнес» изучил опыт ряда российских и зарубежных компаний, для которых время является не только одной из основных характеристик их уникального торгового предложения, но и эффектным маркетинговым приемом.
Ужин за час
Сколько времени у вас уходит на приготовление торжественного ужина? Не забудьте учесть время, которое вы тратите на изучение поваренной книги или поиск рецептов в интернете, а также на беготню по магазинам в поисках нужных продуктов. Прибавьте к этому несколько часов работы на кухне — в лучшем случае выходит полдня. Когда Рамин Гу, бывший консультант McKinsey, открыл свой «кулинарный дом» Kochhaus в Берлине, он думал не только о том, как поразить клиентов изысканными блюдами, но и о том, как сэкономить их время. Концепция Kochhaus такова: покупатель приходит в магазин, выбирает понравившийся рецепт из 20 предложенных и закупает все необходимые ингредиенты в одном месте, причем сразу можно точно рассчитать требуемое количество продуктов исходя из числа едоков. Решена и проблема, с которой сталкиваются все домашние кулинары: в рецепте упоминается, к примеру, какой-нибудь горчичный соус с каперсами, которого нужно всего две ложки, а покупать приходится целую бутылку. Откупоренная бутылка потом полгода стоит в вашем холодильнике или на полке, а затем вы ее просто выбрасываете. В Kochhaus можно отложить в пакетик ровно столько соусов и специй, сколько нужно. Рецепт, который выдают клиенту, представляет собой подробную инструкцию с фотографиями, где пошагово объясняется процесс приготовления блюда. Правила Kochhaus просты: на приготовление блюда не должно тратиться более 12 шагов, оно должно быть готово максимум за один час, а затраты не должны превышать 10 евро. Кстати, ограниченный ассортимент из 20 рецептов объясняется не скудной фантазией Рамина Гу, а опять же стремлением сберечь время покупателей. Понятно, что выбрать один вариант из 20 всегда проще, чем из 100. Но поскольку рецепты обновляются каждую неделю, удивлять друзей своим кулинарным талантом вы можете бесконечно.
В России полных аналогов Kochhaus пока нет, зато есть услуга «повар на час». Профессиональный кулинар, имеющий все необходимые гигиенические сертификаты, готов приехать к вам домой и приготовить любое блюдо «из материалов заказчика». Время его визита рассчитывается таким образом, чтобы ровно за пятнадцать минут до прихода гостей приглашенный повар мог покинуть кухню, оставив вас купаться в лучах его славы. Стоит подобная услуга в московских агентствах подозрительно дешево. Например, компания «Столичные огни» предоставляет поваров «в аренду» по тарифу от 200 до 500 рублей в час.
Муж на час
«Интим не предлагать», — на всякий случай предупреждает своих клиенток Юрий Смирнов, владелец компании «Муж на час», занимающейся мелким бытовым ремонтом. Все остальные «мужские обязанности» сотрудники компании готовы исполнить в лучшем виде: они заменят лампочку, установят унитаз, повесят полку, передвинут или починят мебель… Предполагается, что эти задачи по плечу любому мужчине, поэтому целевой аудиторией проекта являются одинокие женщины. Однако на самом деле в компанию нередко обращаются и представители сильного пола — вероятно, не обладающие хозяйственными навыками или не желающие тратить свое время на все эти дела.
Система оплаты услуг «Мужа на час» предусматривает как фиксированные тарифы (например, повесить полку — 450 рублей, устранить протечку ванны — 1500 рублей), так и повременную оплату: один час всех работ, не указанных в прайс-листе, стоит 500 рублей. Минимальная стоимость заказа — 1000 рублей. За работу с дорогостоящими материалами, в стесненных условиях и на высоте более трех метров предусмотрены повышающие коэффициенты. По словам Юрия Смирнова, компания, в которой работает 20 мастеров, ежедневно выполняет 15-20 заказов.
Когда Юрий выходил на рынок в 2001 году, он отдавал себе отчет в том, что название фирмы допускает двусмысленное толкование, но решил, что провокационный брэнд поможет ему привлечь целевую аудиторию. Сегодня словосочетание «муж на час» стало нарицательным, его используют многие фирмы, специализирующиеся на мелком бытовом ремонте. «Мы запатентовали торговую марку в 2003 году и имеем все сертификаты. Но сами видите, сколько «мужей на час» развелось вокруг — с этими имитаторами невозможно бороться», — разводит руками Смирнов.
Кофе бесплатно
В декабре 2010 года в центре Москвы, на Покровке открылось кафе «Циферблат», которое работает по необычной бизнес-модели. Посетителей завлекают не вкусными десертами, а возможностью сидеть и заниматься своими делами сколько душа пожелает. На входе каждый клиент получает винтажный будильник и оплачивает каждую минуту своего пребывания в кафе. Чай, кофе и печенье — бесплатно. В «Циферблате» можно играть в настольные игры, работать на принесенном с собой ноутбуке (Wi-Fi бесплатный и, судя по отзывам клиентов, достаточно быстрый), общаться с друзьями — в общем, делать все что угодно (запрещено лишь курить и распивать алкоголь). «Основная наша идея — дать людям возможность просто и дешево отдохнуть в культурном месте в центре Москвы, — говорит создатель проекта Иван Митин. — Мы произвели необходимые расчеты и пришли к выводу, что будет достаточно взимать с посетителей один рубль в минуту. Увы, мы недооценили свои расходы. Стоимость аренды помещения чрезвычайно высока, и наши затраты на чай, кофе, молоко, печенье оказались выше, чем можно было ожидать. У нас было два варианта: пожертвовать качеством обслуживания или повысить тариф. Мы остановились на втором варианте. Поэтому в первый час посетители теперь платят по два рубля за минуту. Последующее время оценивается, как и раньше — рубль в минуту». Иван Митин надеется, что недавнее повышение таксы не отпугнет клиентов. Ведь в любой московской кофейне люди не задумываясь платят 200 рублей за кофе или 80 рублей за чашку пакетированного чая. «У нас же вы можете за час выпить две-три чашки кофе — больше мы просто физически не успеем налить», — замечает Митин. Об успехе проекта свидетельствует тот факт, что недавно открылся второй «Циферблат» — на Солянке.
Самый быстрый курьер
Для своего сайта базирующаяся в Москве курьерская компания QuickFrog выбрала доменное имя 59mins.ru, отражающее концепцию бизнеса: курьер обязуется добраться до адресата менее чем за час. «Когда я из Магнитогорска переехал в Москву, то не мог понять, как люди живут, проводя столько времени в автомобильных пробках», — рассказывает основатель QuickFrog Роман Прилипко. Заторы на дорогах вдохновили Романа на создание курьерской службы, использующей скутеры. В корпоративном гараже QuickFrog сейчас 20 автомобилей, 20 скутеров и один трицикл, на котором, как уверяет Прилипко, удобно выполнять заказы в зимнее время. Поначалу предприниматель рассчитывал, что его услугами будут пользоваться люди, которым срочно нужно передать друг другу документы. Скажем, подъезжая к аэропорту, вы вдруг обнаружили, что паспорт остался дома. Возвращаться на такси смысла нет — в пробках потеряете много времени и на рейс не успеете. Что делать? На помощь придет — вернее, приедет — курьер на скутере. Поездки в Шереметьево, Домодедово и Внуково пользуются такой популярностью, что был введен специальный тариф для аэропортов (кстати, самый высокий) — 2500 рублей. Вызов по Москве стоит 1500 рублей, за МКАД — 2000 рублей. Постепенно основными клиентами QuickFrog стали не физические лица, а интернет-магазины. «Первое, на что мы делаем ставку, — это скорость. Второе — качество обслуживания: у нас клиент не общается с курьером, — говорит Роман Прилипко. — Сколько раз бывало, что, сделав заказ в интернет-магазине, я потом сидел как привязанный в ожидании курьера. Самое «веселье» начинается, когда курьер принимается звонить каждые пять минут, чтобы уточнить дорогу: где ему свернуть и сколько светофоров отсчитать. А если я в это время на совещании и не могу разговаривать по телефону?» Во избежание таких неловких ситуаций компания запретила курьерам контактировать с потребителем напрямую. Зато все курьеры оснащены GPS-маяками, с помощью которых находящийся в офисе оператор может отследить прибытие в пункт назначения. Когда курьер на месте, оператор связывается с клиентом, и тот забирает доставленный заказ. По данным компании, курьер QuickFrog в среднем добирается из одной точки Москвы в другую за 42 минуты. «Если погодные условия не позволяют использовать для доставки скутер, а автомобиль стоит в пробке, то к нему на общественном транспорте выезжает курьер и помогает доставить заказ в срок», — замечает Прилипко. QuickFrog работает на рынке уже два года, за это время ее годовой оборот вырос до 70 млн. рублей.
Скорая компьютерная помощь
Британская компания Scooter Computer тоже задействовала скутеры. Другая составляющая бизнеса — эксперты в области информационных технологий. Специалист, поэтично называющий себя «рыцарем IT», обещает примчаться к клиенту за 15 минут с момента вызова и на месте наладить компьютер. Услуги «скутермена» оплачиваются по тарифу 60 фунтов стерлингов в течение первых 30 минут и по 35 фунтов стерлингов за каждые последующие полчаса. Не так уж и дешево, но у пользователей, которые не умеют самостоятельно перенести информацию с одного компьютера на другой, привести в чувство ноутбук после зависания, установить драйвера веб-камеры или даже навести порядок на своей страничке в Facebook, особого выбора нет.
Российские «IT-спасатели» пока обходятся без скутеров, но некоторые из них несут вахту круглосуточно и готовы добраться до клиента за 30 минут. «У нас был заказчик, которому мы смогли помочь буквально за пару минут. Клиент жаловался на неисправный компьютер, а оказалось, что он просто не был подключен к розетке питания», — с улыбкой вспоминает менеджер компании Help Komp Николай Косенко.
Тариф «Вечность»
Как вы отнесетесь к предложению оператора мобильной связи заплатить за контракт около $2500? Причем речь идет не о спутниковой связи, а об обычном GSM. Но не спешите крутить пальцем у виска. Компания «Алло Инкогнито», являющаяся виртуальным оператором связи, разработала тариф «2012. Пока стоит свет», по условиям которого вы можете, единожды заплатив внушительную сумму, разговаривать вечно. Плата за подключение составляет около 80 тыс. рублей, контракт действует до конца существования нашего мира. В течение этого периода все местные разговоры будут для вас бесплатными. Впрочем, даже такое уникальное предложение по здравом рассуждении кажется сомнительным. Во-первых, если конец света наступит, как предсказывают, в 2012 году, то отбить свои вложения в мобильную связь вы точно не успеете. Во-вторых, если положить 80 тыс. рублей на депозит под 10-12% годовых (именно столько сейчас предлагают банки), то полученного дохода вполне хватит на оплату безлимитных тарифов, предлагаемых операторами «большой тройки». В-третьих, безлимитный тариф «Алло Инкогнито» на поверку имеет ограничение — не более 4 тыс. минут общения в месяц. И наконец, нас волнует еще два вопроса: как скоро стандарт GSM морально устареет и сколько еще лет просуществует компания «Алло Инкогнито»?
Текст: Ольга Бахлина