На фоне нынешнего кризиса, охватившего финансовые рынки, все популярнее становятся инвестиции в вино. Интерес инвесторов к этому «альтернативному активу» вполне понятен: по оценкам экспертов, стоимость коллекций элитных вин возрастает на 10-30% в год. Однако такой рост возможен только в одном случае — если дорогой напиток будет храниться в идеальных для него условиях. Спрос на хранилища для винных коллекций породил в России новый вид бизнеса — проектирование и строительство винных погребов.
Первые российские фирмы по проектированию винных комнат и погребов были основаны, как нетрудно предположить, в Москве. С появлением состоятельных владельцев «винотек» в крупных городах России началось формирование и региональных рынков. «Но и сегодня на российском рынке не больше пары десятков компаний, которые строят качественные винные погреба под ключ», — отмечает Валерий Новиков, ведущий специалист компании «Тикси», которая занимается поставками холодильного оборудования для винных комнат и винных шкафов. Среди самых известных компаний «полного цикла» — Wine Systems, «ВинКав», Alberobello. А фирма Windetta не только строит винные погреба «под ключ», но и помогает клиентам составлять коллекции, проводит для них дегустации вин.
Тягаться с такими компаниями новым игрокам, решившим заняться бизнесом по строительству винных комнат и погребов, конечно, трудно. Но особенность этого рыночного сегмента в том, что он предоставляет массу возможностей не только «исполнителям работ полного цикла», но и поставщикам винных шкафов или отдельных аксессуаров, а также компаниям, предлагающим услуги по монтажу и сервисному обслуживанию оборудования.
Такое разнообразие компаний в узком сегменте рынка объясняется тем, что эта ниша находится на стыке нескольких отраслей. К примеру, температурные условия, необходимые для хранения вина, требуют установки эксклюзивного климатического оборудования, Кроме того, особое внимание разработчики винных комнат должны уделять дизайну и интерьеру помещения, в том числе и мельчайшим деталям — от украшений на стекле стеллажей до резьбы на перилах лестницы в подвал, где обыкновенно и расположены винные комнаты. Поэтому многие фирмы, специализирующиеся на этих видах работ, могут претендовать и на место в «винной» рыночной нише. Например, строительная фирма Bricklayers Club, занимающаяся разработкой и внедрением архитектурных и дизайнерских решений для жилой и коммерческой недвижимости, теперь изготовляет на заказ и винные погреба. Компания INHES, специализирующаяся на установке «умного» оборудования для дома, теперь оснащает им и винные комнаты. Компании «Вира-АртСтрой» и «ТопДом», теперь разрабатывающие и дизайн винных комнат, занимаются ремонтом и отделкой жилых домов и квартир, а фирма Rwood, изготавливающая на заказ мебель из ценных пород дерева, сегодня проектирует и винные погреба.
Одним словом, этот сегмент рынка предоставляет возможности для компаний, специализирующихся на любом из этапов многоступенчатого процесса строительства винных погребов.
Первый этап строительства винной комнаты — разработка дизайн-проекта. «На этой стадии нужно провести аудит помещения дизайнером, специалистами по монтажу климат-систем и светового оборудования, технологом по изготовлению стеллажных систем, — поясняет Олег Путиевский, владелец «Эль Бодегон Парма», одной из крупнейших российских компаний, оборудующих винные погреба. — Идеальный для производителя вариант — самому разработать дизайн-проект и согласовать его в виде 3D-модели, чтобы по ходу работ вдруг не выяснилось, что клиенту «все виделось иначе». Но большинство заказчиков предпочитают поручить эту работу «придворным дизайнерам», которые, как правило, не слишком сведущи в тонкостях устройства винных погребов. Итог в лучшем случае —
недовольство клиента, в худшем — разочарование и финансовый спор».
Следующая стадия — обработка помещения противогрибковыми препаратами, а также создание в нем при помощи теплоизоляции эффекта «термоса». После этого можно приступать к монтажу климат-системы, подводке воды и электропитания, осветительного оборудования. Особое внимание следует уделить выбору системы сбора конденсата — для поддержания необходимого уровня влажности.
Заключительный этап строительства — отделочные работы, после завершения которых компания-проектировщик размещает винные стеллажи, обустраивает помещение мебелью — причем компоновка всех предметов интерьера опять же должна обеспечить наиболее комфортные условия для хранения вина. По желанию клиента в винной комнате устанавливают веб-камеры круглосуточного наблюдения или, например, стереосистему — для создания особой атмосферы.
Кстати, современные технологии позволяют оборудовать винные комнаты не только в погребах и подвалах, но и в жилой зоне загородного дома или даже в одной из комнат городской квартиры. «Существует масса возможностей реализовать такой проект в многоквартирном доме, на любом этаже. Даже самая маленькая винная комната объемом 15-18 кубометров, оборудованная активной системой климатизации, позволяет хранить порядка 200-300 бутылок, — отмечает Олег Путиевский. — Наша компания, например, построила такую винную комнату для клиента из Новосибирска». Но даже такая винная комната «эконом-варианта» по стоимости сопоставима с затратами на отделку небольшой квартиры. «Четких ценовых рамок нет, — говорит Путиевский, — можно скорее назвать примерную цену винной комнаты минимального размера. Услуги дизайнера и технолога обойдутся заказчику в 500 евро. Подготовка помещения с финишной отделкой — 1000 евро, климат-система — 2000 евро, самые простые стеллажи из хвойных пород — 4500 евро, монтаж — 300. Итого — примерно 8500 евро». Но клиентов, заказывающих винные комнаты минимальных размеров, у компании «Эль Бодегон Парма» единицы. Большинство клиентов желают иметь большие винные погреба объемом 50-100 кубометров. Соответственно, возрастает стоимость климат-системы, стеллажных систем, возрастают объемы подготовительных и отделочных работ. Такой погреб стоит уже от 20 тыс. евро. Самые дорогие винные погреба стоят от 150 тысяч евро. Впрочем, как уточняет Валерий Новиков из компании «Тикси», «каждый винный погреб является эксклюзивным изделием независимо от его стоимости».
Особую группу заказчиков составляют корпоративные клиенты: рестораны, бары, пабы, где винные погреба открыты для посещения гостям. Но, по мнению экспертов, многими рестораторами движет не столько стремление хранить вино в правильных условиях, сколько желание «щегольнуть» перед пришедшими в их заведение клиентами. «Винный погреб — серьезное хранилище для ценного вина, — комментирует Олег Путиевский. —
А многие рестораторы, к сожалению, ошибочно считают, что вина необходимо показывать «в полный рост». По их мнению, бутылки должны стоять вертикально, этикеткой к посетителям, чтобы они могли самостоятельно выбрать вино. То есть им на самом деле нужен даже не винный шкаф, а витрина-презентор».
Таким клиентам приходится проводить курс «ликбеза». Зато те из рестораторов, которые прислушиваются к советам по хранению вина, становятся для компаний, проектирующих и строящих винные погреба, самыми желанными заказчиками, говорит Валерий Новиков. Ведь хранилища вина в ресторане или баре нужно оборудовать таким образом, чтобы посетитель мог осмотреть любую из бутылок, хранящихся в коллекции. Кроме того, ресторанному винному погребу требуется высококачественная декоративная отделка, так что стоимость такого погреба может быть значительно выше стоимости частной винной комнаты.
Стать игроком рынка строительства винных погребов не так сложно, как может показаться на первый взгляд. По словам участников рынка, новая компания легко найдет заказчиков уже в первые месяцы и даже недели после старта. Главное — четко определиться с бизнес-стратегией и с масштабом работ, которые готова производить компания-новичок. «Если вы намерены выполнять весь цикл работ, то вам потребуются штатные специалисты, запас материалов и т.д. Для такого старта потребуется не менее $50 тыс., — говорит Олег Путиевский. — Можно начать бизнес и с меньшим капиталом, если вы отдадите на аутсорсинг разработку дизайн-проектов, изготовление стеллажей, отделочные и монтажные работы, а за собой оставите только координацию работ и поставку оборудования. В этом случае можно стартовать примерно с $15 тыс. Но следует иметь в виду, что в этом случае будет трудно оптимизировать издержки, контролировать качество исполнения и цены на сторонние работы».
Каких-то особых секретов при производстве работ по строительству винных погребов нет. «Массу описаний можно найти в литературе и интернете. Можно совершить экскурсию во Францию, Италию или Испанию, где множество винных погребов, прошедших проверку временем, — их владельцы, как правило, охотно делятся своими знаниями о том, как правильно обустроить хранилище вина», — советует Путиевский. Воспользоваться полученными советами несложно, так как приобрести необходимые материалы, технологии и оборудование не составит труда и в России. В нашей стране представлены многие известные марки оборудования для хранения вина — CavClim, EuroCave, Fondis (Франция), WhisperKool (США), Drobot Inc.(Канада). Одни из них имеют представительства или филиалы в России, другие — официальных российских дистрибьюторов. Заказать необходимое оборудование можно и через посредников, среди которых немало иностранных фирм, а также российские компании «Системы хранения вина», «Торос», группа «Русский Проект» и, кроме того, интернет-магазин www.coolexpert.ru.
Пожалуй, главная трудность, с которой придется столкнуться компании-новичку, — поиск работников, которые умеют качественно выполнять все необходимые работы. Причем в данном случае ключевым фактором становится готовность специалиста «перестроиться» именно на винную специфику — открытость информации об используемых технологиях строительства позволяет стать профессионалом «винного строительства» обыкновенным квалифицированным рабочим, которые готовы приложить для этого достаточно усилий.
Помимо относительной несложности выхода на рынок строительства винных погребов у этого сегмента есть и ряд других преимуществ. Во-первых, в роли заказчиков выступают обеспеченные люди, поэтому риск оказаться в ситуации, когда проект останется незаконченным, невелик. Во-вторых, в этом сегменте рынка по-прежнему множество неосвоенных территорий. К их числу относятся большинство городов-миллионников и экономически благополучные субъекты РФ, где эксперты прогнозируют рост спроса на винные погреба: веяниям столичной моды стараются соответствовать все больше представителей местной бизнес- и политической элиты, стремящихся показать свою состоятельность. Однако запуск бизнеса по проектированию и строительству винных хранилищ все же будет связан с определенными сложностями. «Хотя этот рынок только-только выходит из зачаточного состояния и зайти на него относительно легко, новичкам следует иметь в виду, что им придется столкнуться в дефицитом высококлассных специалистов, — считает Валерий Новиков из «Тикси». — Есть и еще один аспект — вложенные средства компания-новичок окупит со значительной задержкой, поскольку ей придется постоянно закупать эксклюзивные и дорогостоящие материалы. К тому же придется годами набираться опыта, чтобы сравняться с компаниями, которые уже присутствуют на рынке».
Кстати, даже «старожилы» рынка пока не могут с уверенностью сказать, каким в итоге будет его емкость. Вполне возможно, что через несколько лет большинство состоятельных коллекционеров вина, которым необходим винный погреб, обзаведутся таким хранилищем. В этом случае рынок полностью «насытится» и актуальность компаний по проектированию винных погребов будет сведена к минимуму. Возможно, отмечают эксперты, фирмы, которые уже занимаются этим бизнесом, и новички, только собирающиеся выйти на рынок, все же смогут привлечь новых клиентов — либо за счет массированных рекламных кампаний, популяризирующих личные винные погреба, либо за счет изменения бизнес-модели и переориентации на строительство винных хранилищ «эконом-варианта» для людей с меньшим достатком.
Текст: Елена Краузова