Можете ли вы себе представить, как круто было быть амбициозным предпринимателем в 1985 году, на заре интернета? В то время вы могли выбрать почти любое доменное имя в зоне .com. Были доступны доменные имена, состоящие из одного слова. И приобретение звучного имени не было сопряжено с высокими расходами. Эта уникальная возможность сохранялась на протяжении нескольких лет. В 1994 году один из авторов журнала Wired обратил внимание, что имя mcdonalds.com было свободно, и по моему совету зарегистрировал его. Потом он безуспешно пытался подарить этот домен компании McDonalds, но неосведомленность компании о существовании интернета была просто смешной. Этот случай послужил основой для знаменитой статьи в Wired.
Интернет в то время представлял собой непаханое поле. Можно было легко стать первым в любой выбранной вами категории. У потребителей не было особых ожиданий. Все барьеры были крайне низкими. Хотите — запустите свой поисковик! Откройте первый интернет-магазин! Создайте хостинг для любительских видеороликов! Но, конечно, это было тогда. Сейчас, когда мы оглядываемся назад, кажется, что несколько волн поселенцев разровняли бульдозером и застроили каждый клочок земли, оставив лишь самые трудные и неказистые участки для сегодняшних новичков. Спустя 30 лет интернет кажется наполненным приложениями, платформами, устройствами, и контентом, которого хватит, чтобы удерживать наше внимание еще миллион лет. Если даже вам удастся влезть в этот рынок с еще одной крошечной инновацией, кто обратит на нее внимание посреди этого чудесного изобилия?
Однако все обстоит не так, как кажется. Если рассматривать интернет как явление, в нем еще ничего не успело произойти. Интернет все еще находится в самом начале пути. Он только формируется. Если бы мы могли залезть в машину времени, отправиться на 30 лет в будущее, и оттуда взглянуть на наш сегодняшний день, мы бы поняли, что большинство главных продуктов, которыми пользуются люди, живущие в 2050 году, были изобретены после 2016 года. Люди будущего бросят взгляд на свои голографические дисплеи, контактные линзы для погружения в виртуальную реальность, интерфейсы с искусственным интеллектом, и скажут: “Да у вас тогда вообще не было интернета” — или как они это будут называть тогда.
И они будут правы. Потому что для нас, живущих сегодня, все величайшие онлайн-продукты первой половины этого века еще не существуют. Все эти чудесные изобретения ждут своих безумных визионеров, которым никто не сказал, что это «неосуществимо». Им осталось лишь протянуть руку, чтобы сорвать низко висящий плод — эквивалент доменов в зоне .com 1984 года.
Ибо в 2050 году седобородые старцы скажут вам: “Можете ли вы себе представить, как круто было быть инноватором в 2016 году? Перед нами было непаханое поле! Можно выбрать почти любую категорию, добавить к своему продукту искусственный интеллект, поместить его в облако. Лишь немногие устройства имели более одного-двух сенсоров вместо сотен, как сейчас. Ожидания и барьеры были низкими. Стать первым было просто”. А потом они вздохнут: “Ох, если бы мы только понимали, какие невероятные возможности перед нами простирались!”
Правда заключается в том, что прямо сейчас, в 2016 году, наступило лучшее время для того, чтобы стартовать. За всю историю мира не было еще лучшего дня для того, чтобы изобрести что-либо. Никогда не было больших возможностей, меньших барьеров, лучшего соотношения прибылей и рисков, чем сейчас. Да, сейчас, в эту самую минуту. Мы проживаем тот момент, который люди будущего будут вспоминать и охать: “Какое же золотое времечко мы застали!”
За последние 30 лет была создана великолепная отправная точка, прочная платформа для того, чтобы строить действительно выдающиеся вещи. Но продукты, которые появятся на этой платформе, будут иными, выходящими за пределы того, что нам видится возможным сегодня. Вещи, которые мы создадим, будут постоянно, неизменно становиться чем-то другим. А самые крутые технологии еще даже не изобретены.
Сегодня перед нами простирается по-настоящему непаханное поле. Мы все оказались на этапе становления.
Вы не опоздали.