Написать бизнес-план, привлечь инвестиции, нанять профессионалов — такова классическая модель запуска бизнеса. Основатели некоторых из самых популярных профессиональных сообществ в Рунете не только не следовали этой модели, но зачастую и не рассчитывали на то, что начатые проекты когда-нибудь станут для них основным источником дохода. В нескольких коротких историях, собранных обозревателем «Своего Бизнеса» Дмитрием Кристофором, прослеживается процесс превращения энтузиастов в предпринимателей.
Екатерина Пашкова
(Нижний Новгород)
Сайт: pedsovet.su
Год основания: 2007
Трафик: 1,5 млн показов страниц в месяц
Оборот: не раскрывается
В 2007 году Екатерина Пашкова, начав преподавать информатику в одной из школ Нижнего Новгорода, очень скоро ощутила дефицит качественных методических материалов. В местных библиотеках нужных книг не было, поэтому учительница продолжила поиски в интернете. Несмотря на большое количество доступных ресурсов, найти действительно полезные материалы было сложно, а еще сложнее — получить внятные рекомендации по применению образовательных методик. «Российские преподаватели мало общались с коллегами в режиме онлайн», — объясняет Пашкова.
К запуску своего сайта Екатерина Пашкова подошла не слишком серьезно. Об этом свидетельствует и выбор бесплатного хостинга, и «легкомысленное» имя katti.ucoz.ru, больше подходящее для домашней странички молодой особы, чем для педагогического портала. Пашкова начала размещать на сайте собственные методические наработки, различные статьи и мультимедийные файлы. Посетители могли оставлять свое мнение о материалах и рассказывать о личном опыте применения методик. Постепенно сформировалась группа активных пользователей-альтруистов, которые брали на себя труд проверять качество материалов или выступать экспертами по отдельным темам. «Так появились контент-менеджеры, благодаря которым сайту стали доверять не только молодые учителя, но и требовательные профи с многолетним стажем работы. Сайт перестал быть любительским сообществом», — говорит Пашкова.
В августе 2008 года состоялся «переезд» на платный хостинг и домен pedsovet.su. Через год после запуска число показов страниц выросло до 47 тыс. в день, а к декабрю 2009 года — до 345 тыс. в день. Для продвижения сайта Пашкова использовала почтовую рассылку, с помощью которой уведомляла пользователей об обновлении контента, а также методы поисковой оптимизации. По итогам 2010 года сайт вошел в топ-10 учительских интернет-проектов по версии «Премии Рунета». К этому моменту посетители «Педсовета» просматривали более 1 млн страниц в месяц.
Целевая аудитория pedsovet.su — учителя средних школ, воспитатели детских садов, преподаватели учреждений дополнительного образования. Помимо педагогов из России на сайт заходят и их коллеги из СНГ и дальнего зарубежья (22%). Распределение посетителей по регионам России очень равномерное.
Осенью 2011 года Екатерина запустила «дочерний» проект для детей и подростков «Вектор-успеха.рф». «Ученики тоже хотели публиковать свои материалы — презентации, фотографии сделанных работ, сочинения», — объясняет Пашкова. Этот проект запускался дважды; в 2008 году пользователи не обратили на него особого внимания, но со второй попытки, когда в его основу лег конкурс детских фотографий из разных регионов России, сайт оказался успешным. «Вектор успеха» зарабатывает на продаже сертификатов, блокнотов и тематических сувениров для участников конкурсов. Торговля сувенирами приносит небольшую долю доходов и «Педсовету», хотя основным методом монетизации остается реклама (в виде баннеров и статей). Темпы роста просто невероятные: за первый квартал 2013 года сайт заработал 4,5 млн рублей — втрое больше, чем за весь 2012 год (и все это без привлечения внешних инвестиций). На момент подготовки данного материала Екатерина Пашкова все еще работала в школе — не по необходимости, а ради выполнения ранее взятых обязательств. Однако конец учебного года означает для нее и конец преподавательской карьеры — отныне все свое время она будет посвящать сайту.
Борис Мальцев
(Краснодар)
Сайт: klerk.ru
Год основания: 2002
Трафик: 2,6 млн уникальных посетителей в месяц
Оборот: не раскрывается
В конце 1990-х Борис Мальцев, работавший тогда главным бухгалтером крупной торговой компании, начал «обживаться» в интернете и отметил высокий уровень фрагментации бухгалтерских ресурсов: ему не хватало «одного окна», в котором он мог бы читать новости, изучать полезные для работы материалы и общаться с коллегами. Своими ощущениями Мальцев поделился с другом — программистом Андреем Селиковым, который предложил взять да и сделать такой сайт самим. В октябре 2001 года друзья запустили свой проект на домене третьего уровня law.listtop.ru. По словам Бориса, проект никоим образом не раскручивался: «Все, во что мы вкладывались, — это контент. Ну и вели рассылки через subscribe.ru. Впрочем, мы и сейчас их ведем». В январе 2002 года, когда Мальцев приобрел домен klerk.ru (название подсказал Михаил Лапушинский, создатель портала bankir.ru), сайт успел привлечь первых рекламодателей — главным образом из Москвы. К середине года прибыль сайта вдвое превысила зарплату Мальцева, что позволило ему уволиться и сосредоточиться на своем проекте. Партнером Бориса стал владелец LiveInternet Герман Клименко, предоставивший Мальцеву более мощные серверы. «Команда Германа очень помогла в техническом плане — на тот момент я был вообще без программистов», — говорит Мальцев. Начавшийся в 2008 году кризис ударил по прибыльности сайта, но посещаемость не снизилась. Благодаря развитию интернета в регионах географическое распределение пользователей стало более равномерным: если в первые годы работы сайта на Москву приходилось около половины трафика, то сейчас — только около четверти. Примерно 70% своих доходов klerk.ru зарабатывает на рекламе, оставшиеся 30% оборота обеспечивают частные объявления и другие низкобюджетные сервисы. Сейчас в команде портала 26 человек, не считая модераторов, которые тоже работают не бесплатно. Большая часть команды работает удаленно, но у компании есть офис в Краснодаре, где «прописаны» дизайнеры, отдел продаж и некоторые из программистов.
Алексей Воложанин
(Екатеринбург)
Сайт: fermer.ru
Год основания: 2000
Трафик: 10 млн показов страниц в месяц
Оборот: не раскрывается
Алексей Воложанин с 1994 года занимается птицеводством в небольшой деревне в Свердловской области. В отличие от большинства своих коллег, он с первых лет в бизнесе стал продавать фермерскую продукцию напрямую конечным потребителям, предвосхитив популярный сегодня тренд «экопродуктов из деревни». Вероятно, и в перспективы интернета он поверил раньше других российских фермеров. Только этим можно объяснить, что доменное имя fermer.ru досталось ему без борьбы (дело было в 2000 году). До 2007 года на этом домене размещалась страничка его фермерского хозяйства. Когда число уникальных посетителей выросло до двухсот в день, Воложанин решил, что звучное имя не должно пропадать. Заказав специалистам новый «движок», он сам занялся сбором статей фермерской тематики. «Контентная» стратегия оправдала себя: в апреле 2008 года, когда Алексей затеял «перестройку» сайта, на него заходило около трехсот человек в день, а к концу года посещаемость выросла в десять раз при нулевых вложениях в продвижение. В том же году к Воложанину пришли первые рекламодатели — поставщики сельскохозяйственной техники. Суммы отдельных годовых контрактов доходили до 1 млн рублей. Алексей уверяет, что за рекламодателями не бегает, а терпеливо ждет, когда они сами к нему придут. На fermer.ru до сих пор активно покупается баннерная реклама, которая и остается основным источником доходов проекта. Вспомогательный источник доходов — сервис частных объявлений.
В команде проекта сейчас восемь человек, рассредоточенных по разным городам России, причем ни один из наемных специалистов не является носителем знаний о сельском хозяйстве. Главный источник экспертизы — участники сообщества. Целевая аудитория портала — фермеры, поставщики оборудования, преподаватели профильных вузов. Сейчас на портале более 100 тыс. зарегистрированных пользователей, в день на него заходит до 45 тыс. уникальных посетителей.
Тимофей Мартынов
(Москва)
Сайт: smart-lab.ru
Год основания: 2010
Трафик: 160 тыс. уникальных посетителей в месяц
Оборот: около $100 тыс. (за 2012 год)
Биржевой трейдер Тимофей Мартынов, в конце «нулевых» работавший также ведущим на телеканале «РБК-ТВ», летом 2010 года задумал организовать клуб трейдеров, причем в офлайне. «Я хотел найти единомышленников и торговать вместе, в одном помещении — лишь бы не сидеть дома», — рассказывает Мартынов. Идея была реализована, а для привлечения внимания к новому проекту Тимофей запустил на домене smart-lab.ru «простенький сайт», собственноручно наладив «движок» и придумав дизайн. Вскоре сайт привлек внимание упоминавшегося выше Германа Клименко. «Он убедил меня взглянуть на ресурс не как на развлечение, а как на бизнес. До этого я не ставил перед собой цель «нарубить бабла» на сайте», — утверждает Мартынов. Клименко взялся за модернизацию серверов, а Тимофей стал заманивать на сайт аудиторию своего блога на платформе LiveJournal, где у него было около тысячи читателей. Были задействованы и нестандартные методы раскрутки — например, розыгрыш плеера iPod среди тех, кто размещал ссылки на smart-lab.ru.
Сейчас на smart-lab.ru около 14,5 тыс. зарегистрированных пользователей, хотя из них активно пишут лишь около ста. Сайт зарабатывает около $100 тыс. в год за счет продажи рекламы, причем Мартынов уверяет, что не только не занимается активными продажами, но и отклоняет 80% предложений (в основном речь идет о партнерских программах сомнительного качества).
Сергей Королев
(Рязань)
Сайт: mywed.ru
Год основания: 2007
Трафик: 350 тыс. уникальных посетителей в месяц
Оборот: более $500 тыс. (за 2012 год)
Сергей Королев, программист по образованию, еще в университете увлекся графическим дизайном и фотографией. Учебу он совмещал с работой дизайнером в одной из студий Рязани, а в 2002 году, получив диплом, переехал в Москву, где нашел вакансию арт-директора. Весной 2007 года Сергея попросили «по дружбе» поработать фотографом на свадьбе. Чтобы подготовиться к столь ответственному заданию, он стал изучать фотографические сайты, но в итоге решил, что свадебному фотографу «разгуляться» в Рунете негде: «Все сводилось к одному специализированному форуму на сайте для невест, — говорит Королев. — Никаких площадок для общения, поиска клиентов и размещения портфолио не было, и я решил, что создам подобный сайт сам».
Для своего проекта Сергей выбрал доменное имя mywed.ru (от английского my wedding — «моя свадьба») и за полгода с помощью двух фрилансеров — программиста и дизайнера — создал сайт. Первоначальные вложения составили около $24 тыс. (из них $7 тыс. было взято в кредит). В декабре 2007-го сайт открылся для посетителей. К тому моменту Королев успел собрать контакты около 1500 фотографов и каждому из них направил приглашение на MyWed. «Кто-то был очень рад, что появился такой проект, а другие побоялись выкладывать свои работы в сеть, опасаясь, что их снимки могут украсть. Приходилось убеждать их, что все эти опасения беспочвенны», — рассказывает основатель проекта. Виртуальное общение подкреплялось мероприятиями в офлайне: сайт выступал организатором встреч, на которых фотографы могли познакомиться лично, обменяться опытом. «Мне кажется, это сыграло важную роль в развитии проекта», — считает Королев. Впоследствии эти встречи трансформировались в ежегодный форум свадебных фотографов MyWed Party.
Параллельно с формированием профессионального сообщества Королев занялся SEO, самостоятельно изучая методы оптимизации, но с монетизацией проекта не спешил, «чтобы не разрушить уютное сообщество назойливой рекламой и платными сервисами». Поэтому в первые два года сайт оставался для Сергея затратным хобби, а зарабатывать деньги ему приходилось по-прежнему наемным трудом. Но к середине 2009 года сайт стал настолько масштабным, что Королев смог запустить показ баннеров и начать продавать рекламные позиции на главной странице и в каталоге фотографов. И всего за несколько месяцев проект стал самоокупаемым. Позднее Королев придумал еще один способ получения дохода — партнерские сервисы. Он находит компанию, продукция которой востребована фотографами (например, производителя фотокниг), и предлагает ей открыть собственный интернет-магазин на MyWed. Затем создается конструктор фотокниг и механизм обработки заказов, обеспечивается интеграция магазина с действующей на сайте системой биллинга. В результате партнер получает новый канал продаж с готовой клиентской базой, а MyWed — свои комиссионные.
По итогам 2012 года оборот проекта составил около $500 тыс. В планах Сергея — за три года вырасти в пять раз. Сделать это он рассчитывает в первую очередь за счет выхода на международный рынок: в конце прошлого года Королев приобрел домен mywed.com и работает сейчас над англоязычной версией сайта. Поддерживает Сергея в этом начинании самарская студия веб-проектов «Плюсмедиа», инвестировавшая в MyWed более полумиллиона долларов. «Это позволит нам справиться с поставленными задачами, не волнуясь о том, как платить зарплату сотрудникам, пока мы будем заниматься разработкой», — комментирует Королев. В команде проекта сейчас пять человек (программисты, администратор, менеджеры), еще несколько специалистов работают на аутсорсинге. Ежедневно сайт посещают 25 тыс. человек.
Текст: Дмитрий Кристофор