Бизнес-модель для своей компании «Веселая наука» Николай Ганайлюк позаимствовал у американской Mad Science. Последняя развивается по франшизе во всем мире, в том числе представлена и в России. Поработав ведущим в московской фирме, являющейся франчайзи Mad Science, Ганайлюк понял, что организация научных праздников для детей — его истинное призвание. Не стремясь быть оригинальным, Николай закупил в США необходимые реагенты для опытов, придумал похожее название и… стал продавать франшизу, в том числе и в другие страны.
Николай Ганайлюк окончил в 2005 году МФТИ, но карьеру решил делать в шоу-бизнесе. Однако кастинги в театрах и на телевидении Николай не прошел, и тогда он принялся искать более легкий способ стать богатым и знаменитым: был рекламным агентом, преподавателем ораторского искусства, организатором фототуров в Эфиопию и, наконец, ведущим шоу в Mad Science. Ганайлюк говорит, что создал «Веселую науку», поскольку не был удовлетворен размером своего гонорара и не мог добиться прибавки от работодателя. Стартовые инвестиции в проект составили всего 30 тыс. рублей — на эти средства были закуплены наборы химических реактивов. В 2008 году Николай составил программу праздника из десятка экспериментов, а продажи начал осуществлять через event-агентства. Агентства предлагали шоу «сумасшедшего профессора Николя» (такой творческий псевдоним выбрал себе Николай) наряду с дрессированными собачками и клоунами. Ганайлюк вспоминает, что получал тогда за одно выступление 6 тыс. рублей, а в месяц у него было до десятка заказов: «Неплохой заработок для 24-летнего парня — больше, чем у бизнес-аналитика. Можно было на этом остановиться, но я решил, что нужно выделиться на фоне конкурентов, и начал инвестировать в фирменный стиль, сайт, видеоролики и т.д. Так же я поступаю и сейчас: все свободные средства вкладываю в развитие бизнеса».
Когда число заказов выросло настолько, что выполнить их все самостоятельно Ганайлюк уже не мог, предприниматель нанял и обучил еще двоих ведущих, а в начале 2010 года зарегистрировал компанию. «У нас не было ни склада, ни офиса, — вспоминает он. — Весь реквизит хранился дома, в спальню невозможно было зайти — все заставлено колбами и реактивами. Бабушки из подъезда думали, что я террорист».
Оборот компании рос на 30-40% в год. Развивая бизнес, Николай все больше превращался из артиста в бизнесмена. Когда ему окончательно надоело мыть колбы и комплектовать реквизит, он арендовал склад и нанял подсобного рабочего. А затем, устав от разъездов, предложил в конце 2010 года предпринимателям из других городов разделить его успех, купив франшизу. К разочарованию Ганайлюка, новоиспеченные франчайзи «Веселой науки» поступали с ним почти так же, как сам он поступил с Mad Science: поучившись у него, открывали компании под своими брэндами и не собирались платить роялти (разница лишь в том, что Ганайлюк не покупал франшизу Mad Science, а выведал все секреты, работая по найму). «Я тогда понял, что нельзя экономить на профессионалах, — говорит Ганайлюк. — В декабре 2011 года мы заключили договор с Московской коллегией адвокатов, платили им по 90 тыс. рублей в месяц — серьезные деньги для нас в тот период. Юристы составили многостраничный документ, который предусматривал все возможные варианты развития событий, научили регистрировать заявки в Pоспатенте». Все это сделало работу с франчайзи более перспективной и контролируемой. На момент подготовки этого материала с «Веселой наукой» сотрудничали 37 франчайзи. К партнерам из России, Украины и Казахстана недавно добавилась поляки.
Своих франчайзи Ганайлюк учит развиваться эволюционно. Например, не нанимать штатного бухгалтера, пока оборот невелик, и не покупать много шоу-программ, пока нет стабильного спроса: лучше инвестировать в три топовых представления, а потом расширить ассортимент. «Из одного семинара по франчайзингу я вынес полезную мысль: чтобы франчайзи были с вами, давайте им больше, чем они ожидают, — рассказывает Николай. — Нашим франчайзи не нужно нанимать редактора, дизайнера, юриста — они могут обратиться к этим специалистам в нашем головном офисе. Мы постоянно готовим новые программы, организуем съезды франчайзи».
Сейчас «Веселая наука» предлагает четыре варианта франшизы с разной стоимостью, которая зависит от размера города. Самый дорогой — около миллиона рублей — рассчитан на компании, открывающиеся в городах-миллионниках. Как уверяет Ганайлюк, вложения в покупку франшизы окупаются быстро: годовая выручка партнеров в городах с населением от 600 тыс. жителей в первый же год работы — от 1,2 млн рублей до 3,8 млн рублей. В городах-миллионниках можно зарабатывать до миллиона рублей в месяц в высокий сезон. В города с населением менее 200 тыс. человек компания франшизу не продает (за редким исключением). Все, что связано с мелким масштабом, «профессора Николя» в принципе не интересует — он не желает видеть в числе своих партнеров ведущих-одиночек. Об этом свидетельствует и достаточно высокий размер паушального взноса, и прямой запрет владельцам бизнеса самим вести праздники. Оборот франчайзи должен составлять не менее 100 тыс. рублей в месяц.
Решение закупать реактивы в США основатель «Веселой науки» объясняет соображениями безопасности: у американцев жестче контроль качества. «Я не могу отслеживать, что делают ведущие шоу в других городах. Но даже если они ошибутся, я должен быть уверен в том, что ничего страшного не произойдет. К слову, если ведущий перепутал реактивы, он должен объяснить зрителям, почему вместо запланированного геля из воды получился снег, а не притворяться, что это чудо. За само слово «фокус» мы штрафуем! Это образовательная программа, а не просто развлечение», — говорит Николай.
Сейчас компания развивается в четырех направлениях: кроме проведения праздников в научном стиле и построения франчайзинговой сети «Веселая наука» организует мастер-классы по заказу учебных заведений и выпускает наборы для домашних экспериментов. Основной доход приносит организация праздников, но, по мнению Николая, это направление почти исчерпало возможности для роста и не является для него приоритетным. «Московский рынок перенасыщен. Темпы роста бизнеса резко снизились, на каждый вложенный в рекламу рубль мы получаем гораздо меньше прибыли, чем раньше. Ежемесячно мы вкладываем 300 тыс. рублей в контекстную рекламу и только за счет этого держим рынок», — поясняет Николай. Куда более перспективными он считает научные мастер-классы. Свои образовательные продукты «Веселая наука» предлагает частным и государственным школам. «Пока мы только отрабатываем схемы взаимодействия: где-то обращаемся к родительским комитетам, где-то стараемся получить рекомендации местных властей. Научные мастер-классы помогают заинтересовать детей в физике и химии. Они распространены во всем мире, но в России пока еще в новинку», — поясняет бизнесмен. Научные мастер-классы Николай планирует дополнить социально-ориентированными антитабачными и антиалкогольными программами. «Сейчас мы адаптируем к российским реалиям программы, купленные у лидера испаноговорящего рынка — Fun Science. Например, в Испании, где мы обучались, борются с тем, что дети пьют вино. В России дети равнодушны к вину, зато есть проблемы с потреблением пива и энергетических напитков», — добавляет Ганайлюк.
Появлению наборов для домашних опытов способствовала производственная компания «Инновации для детей», которая сочла брэнд «Профессор Николя» достаточно раскрученным, чтобы выпускать под этой маркой продукты, и предложила «Веселой науке» сотрудничество. Ганайлюк инициативу поддержал и даже вложил около 2 млн рублей личных средств в развитие производства. Часть наборов планируется продавать через франчайзинговую сеть «Веселой науки» и собственный интернет-магазин, часть — через сеть дистрибьюторов компании «Инновации для детей». Николай надеется окупить вложения в течение полугода: после мастер-классов и научных шоу наборы разлетаются как горячие пирожки.
Ганайлюк полагает, что рынок научных шоу в России сейчас более развит, чем в Западной Европе, и что именно его компания внесла наибольший вклад в становление отечественного рынка. Недостаток ярких конкурентов с оригинальными находками его расстраивает: не у кого заимствовать идеи, хотя очень хочется.
Николай Ганайлюк
В 2005 году окончил Московский физико-технический институт. Работал бизнес-аналитиком в компании Strategy Partners, занимался организацией фототуров. В настоящее время — владелец компании «Веселая наука».
«Веселая наука»
Основана в 2010 году Николаем Ганайлюком. Специализируется на проведении научных праздников для детей. Во франчайзинговой сети — 37 партнеров. Оборот компании в Москве — около 25 млн рублей, совокупный оборот сети — 50 млн рублей.
Текст: Светлана Суховеева