Краткое содержание книги Нассима Николаса Талеба «Антихрупкость: обратить беспорядок во благо» (Nassim Nicholas Taleb. Antifragile: Things That Gain from Disorder), издательство Random House, 2012
Нассим Николас Талеб — вдумчивый практик, человек с научным складом ума и врожденной силой духа. Опубликованная в 2007 году книга Талеба «Черный лебедь: под знаком непредсказуемости», в которой он указал на уязвимость финансовой системы перед маловероятными и непредсказуемыми событиями, мгновенно стала бестселлером. Изложив свою точку зрения в весьма эксцентричной манере, Талеб тем не менее предугадал кризис 2008 года.
Выход в свет новой книги Нассима Талеба «Антихрупкость: обратить беспорядок во благо» опять совпал с роковыми событиями. Книга, в которой автор исследует характеристики системы, которой удается делать успешный бизнес на нестабильности (в противовес хрупким системам, крайне уязвимым перед любыми изменениями), появилась на полках магазинов всего через несколько недель после того, как ураган «Сэнди» обрушился на северо-восточное побережье США и в стране развернулась дискуссия о том, как защитить Нью-Йорк и другие города от будущих катастроф.
Объемное сочинение, которое сам автор считает своим главным трудом, разделено на семь книг. Это пространная хвалебная песнь практическому ноу-хау — тому, что греки называли «техне» в противовес академическому подходу, или «эпистеме». «Уж лучше я всегда буду оставаться тупым и антихрупким, чем чрезвычайно умным и хрупким, — заявляет Талеб в прологе. — Ведь «антихрупкость» позволяет «делать вещи, не вникая в их смысл, — и делать хорошо». И даже больше того: «антихрупкие» системы не просто выдерживают любые потрясения — они еще и извлекают из них выгоду. Потрясения только способствуют развитию и совершенствованию подобных систем.
Именно в прологе Талеб впервые упоминает об «уязвимчиках» (fragilistas). Это его любимый неологизм среди бесчисленного множества других примеров словотворчества, которыми изобилует книга. Этим термином он обозначает «наивных рационалистов», которые в погоне за «зримыми и незначительными» преимуществами создают системы, обладающие «потенциально суровыми и незримыми» побочными эффектами. В «уязвимчики» Талеб, похоже, без разбору записывает большинство экономистов и профессоров экономических вузов, поскольку они верят в нормальное, колоколообразное (гауссово) распределение событий и не перестают удивляться, когда явления следуют экспоненциальным законам.
Талеб подробно разбирает концепцию «антихрупкости» и демонстрирует, как она присутствует во всех системах, выдержавших потрясения. «Хрупкость», или уязвимость одного из уровней таких систем ведет к «антихрупкости» уровнем выше. В качестве примера автор приводит рестораны: будучи явно «хрупкими» учреждениями, они обычно появляются и исчезают с рынка внезапно. Но благодаря такой постоянной «ротации» улучшается выбор и повышается качество на всем рынке общепита. По словам автора, главная проблема в том, что в наше время люди предпочитают заниматься прогнозированием рисков, закрывая глаза на важность «антихрупкости». В результате повсеместным явлением становится ятрогенный ущерб (вред, причиненный из лучших побуждений). Антибиотики плодят сверхинфектов (лекарственно-устойчивых микробов); поддержка диктатуры приводит к жестоким народным восстаниям. А ураган «Сэнди» всем наглядно продемонстрировал, что возведение долговременных сооружений на неустойчивой береговой линии непременно обернется масштабными разрушениями.
Самого себя Нассим Талеб описывает как скептически настроенного эмпирика и последователя философа-стоика Сенеки. Обычно принято называть стоиками тех, кто способен стойко переносить все удары судьбы, но Талеб считает, что главная отличительная черта стоиков — постоянный поиск ситуативной асимметрии. Этот поиск и составляет суть стратегии «антихрупкости»: нужно обнаружить и использовать варианты, которые позволят вам ставить против «уязвимчиков», не только не опасаясь серьезных потерь, но и извлекая из этого большую выгоду.
Подобную стратегию Нассим Талеб классифицирует как «выпуклое изменение», поскольку агрессивная решимость извлечь выгоду из неурядиц сочетается в ней со здоровой порцией паранойи по отношению к серьезным негативным последствиям. В противоположность этому подходу «уязвимчики» продвигают «вогнутые изменения», которые, во-первых, не сфокусированы на больших прибылях и, во-вторых, полностью игнорируют саму возможность катастрофических потерь. Неудивительно, что Талеб считает «уязвимчиков» слабаками, предлагая делать ставки против них, и эта точка зрения объясняет его инвестиционную стратегию: продавать без покрытия акции компаний, которые усиленно расхваливают в книгах вроде «От хорошего к великому» Джима Коллинза, потому что их единственный путь — падение.
Книга VI, озаглавленная «Через отрицание» (Via Negativa), — один из самых глубоких по смыслу разделов «Антихрупкости». В ней автор обращает внимание на тот факт, что наши знания о том, что не работает, зачастую важнее наших знаний о том, что работает. К примеру, прогнозируя будущее, легче предсказать, чему в нем не будет места, чем предположить, что в нем уцелеет. Талеб пишет, что, когда мы имеем дело с чем-то бренным и преходящим (например, с людьми), можно ожидать, что «молодость» переживет «старость». Но когда речь идет о непреходящем (например, об идеях), то ситуация становится прямо противоположной: чем старше непреходящая ценность, тем она устойчивее и живучее. Поэтому и надежные знания следует черпать из классических трудов: идеи, изложенные в них, прошли проверку на прочность многими поколениями — в отличие от новых идей, которые, скорее всего, со временем отойдут на второй план.
Резюмируя, можно сказать, что точка зрения Талеба является фундаментально здравой. Сама жизнь проявляет свою «антихрупкость», продолжая развиваться, невзирая на вечные перемены. Пожалуй, это самый веский аргумент в пользу того, что следует остерегаться абстрактных идей и руководствоваться в своих действиях эмпирическими и практическими знаниями. Очень точно это сформулировал знаменитый бейсболист Йоги Берра: «Теоретически между теорией и практикой нет разницы, но на практике она есть».
“Betting Against the Fragilistas” by David K. Hurst reprinted with permission
from the Spring 2013 issue of strategy+business, published by Booz & Company Inc.
Copyright © 2013. All rights reserved. www.strategy-business.com
Текст: Дэвид К. Херст