В финале российского этапа Международной премии молодых предпринимателей (GSEA 2014) одержал победу Иван Константинов — основатель студии научной графики, анимации и моделирования Visual Science. Создав в 2011 году первую научно достоверную 3D-модель ВИЧ, Visual Science совершила революцию в области медицинских иллюстраций и получила всемирную известность как в научном сообществе, так и в широких кругах.
Еще перед поступлением в МГУ Иван Константинов хотел заниматься дизайном. Но, не найдя в России возможности получить хорошее образования в области дизайна, Иван решил стать ученым в области молекулярной биологии (это его второе главное увлечение в жизни). Поступив в МГУ, Иван не забыл про свое увлечение дизайном. На пятом курсе он основал дизайн-студию, которая в итоге доросла до выполнения проектов для крупных клиентов, включая «Билайн». «Чтобы купить необходимую графическую станцию для работы, мы укладывали высоковольтный кабель в Люберцах: рыли канавы, тянули провод. Заработали таким образом нужное количество денег. Энтузиазма было много», — вспоминает Иван.
Во время обучения Иван Константинов обратил внимание на низкое качество иллюстраций в учебниках по молекулярной биологии. «Мы учились в основном по западным пособиям, но даже там качество иллюстраций оставляло желать лучшего. Мне казалось странным, что в рекламной, игровой и киноиндустрии уже давно используются передовые компьютерные технологии, а до такой важной сферы, как образование, они еще не дошли», — вспоминает Иван. Так появилась идея для нового проекта: визуализация молекулярных структур. В 2007 году Иван основал Visual Science, которая в первые годы существовала за счет доходов дизайн-студии. «Первое время у нас не было никаких коммерческих проектов, мы работали на портфолио, чтобы сделать себе имя», — замечает Иван. Первая серьезная задача, которую поставила перед собой компания: создание научно достоверной модели очень крупных молекулярных структур — вирусов. «Не было научного метода, который позволял бы сделать иллюстрацию вируса с правдоподобной детализацией. Есть методы, которые позволяют увидеть вирус в очень грубом представлении — размер, форма, очертания, какие-то общие данные. Мы же решили показать вирусы такими, какие они есть на самом деле, без художественного вымысла», — говорит Константинов. Результатом работы стала первая в мире научно достоверная 3D-модель ВИЧ, которая принесла мировую известность Visual Science. В частности, она была признана лучшей научной иллюстрацией 2011 года в мире по версии авторитетного научного журнала Science и Национального научного фонда США, а нобелевский лауреат в области медицины Франсуаза Барре-Синусси, открывшая ВИЧ, использовала иллюстрацию в своих лекциях. «Научное сообщество очень высоко оценило работу, — радуется Иван. — С другой стороны, иллюстрация оказалась интересной с точки зрения популяризации науки, т.к. о нас написали все ведущие мировые СМИ». По его словам, в США до сих пор ведутся работы по созданию алгоритмов для ПО в области молекулярной визуализации, но пока на выходе качество страдает в смысле полноты и достоверности.
Кроме научной и образовательной ценности Иван видит в работах своей компании ценность миссионерскую. «Зачем организовывают трансляцию посадки аппарата Curiosity на поверхность Марса? Таким образом решается задача популяризации науки. Это мотивирует молодежь двигаться в область точного научного познания мира, выбирать путь познания, а не потребления контента, — уверен Иван. — Я разговаривал со многими выдающимися учеными, которые рассказали, что заниматься наукой их подтолкнуло одно или два события, поразившие их воображение. Я надеюсь, что наши работы решают и такую задачу».
Приобретя мировую известность, Visual Science получила возможность развиваться и по другим направлениям. До 2012 года 100% дохода приносила биомедицинская визуализация, когда компания делала контент под заказ. «Один проект может стоить несколько десятков тысяч долларов, а полутораминутный ролик — уже несколько сотен тысяч, — говорит Иван. — А затраты времени на разработку такого проекта может доходить до четырех-пяти месяцев». Второе направление — продажа лицензионных изображений, которые покупают, по словам Константинова, все ведущие научные и популярные издательства мира. Третье бизнес-направление в компании — дизайн и коммуникации. «Мы являемся специализированным дизайнерским агентством, которое занимается сопровождением компаний медицинского профиля. Например, фармацевтической компании нужно продвигать свой новый препарат. Мы знаем аудиторию и знаем язык, на котором надо с ней говорить, и знаем, как донести информацию о сложном продукте», — уверяет Иван. Такие заказы клиенты не могут отдать обычным дизайн-студиям из-за специфической информации. Более того, по словам Ивана, очень многие клиенты обращаются в Visual Science именно после общения с такими студиями. «Их затраты на обучение дизайнера, микроменеджмент и ликвидацию ошибок превышают стоимость проекта», — замечает Константинов.
Недавно компания открыла дополнительный источник дохода — сопровождение стартапов. «Мы помогаем делать проморолики, сайты, мы знаем, где и как надо о себе рассказывать. Через нас стартапы получают возможность достучаться до очень широкой аудитории, потому что за нами уже следят и наши новые проекты собирают несколько сотен тысяч пользователей со всего мира», — объясняет Иван. Наконец, Visual Science вышла на рынок образовательных услуг. Помимо университетов, для которых студия создает контент, она также делает проекты для школьников. «Нужно как можно раньше мотивировать детей интересоваться естественно-научным образованием», — считает Иван.
Рецепт успеха Visual Science предприниматель-ученый видит прежде всего в бэкграунде сотрудников. Все они — практикующие ученые, получившие образование в МГУ. «Второй момент — технологический. Задачи, которые мы сами перед собой ставили, потребовали от компании освоения огромного количества технологий, написания программного обеспечения, проведения большой исследовательской работы. И еще я думаю, что мы добиваемся успеха за счет собственного видения: мы сами выбираем актуальные проблемы и стараемся их решить. В этом смысле мы формируем новые ниши», — говорит Константинов. По его мнению, качество молекулярной визуализации до и после Visual Science — две принципиально разные вещи.
Если в России прямых конкурентов у компании нет вообще, то в США есть целая отрасль. В ведущих университетах есть кафедры, на которых готовят специалистов по медицинской визуализации, рассказывает Иван: «Там десятки, если не сотни компаний, есть профессиональные ассоциации, такие как Всемирная ассоциация медицинских иллюстраторов». По мнению Константинова, Visual Science в некоторых направлениях является мировым лидером, в других направлениях лидируют компании с узкой специализацией. Например, есть компании, которые делают только видеоролики или занимаются исключительно продажей лицензий на изображения.
О планах, стратегии развития и целях компании Иван Константинов говорит неохотно, ссылаясь на то, что предпочитает обсуждать то, что уже было достигнуто. Но высшую миссию компании он формулирует так: «Большая цель — мотивировать общество на познание окружающего мира. Прошлое десятилетие прошло под знаком потребления контента, когда пользователь не стремится узнать, как работают окружающие его вещи и приложения. Сейчас наступает век биотехнологий и персональной медицины. Человечество уже не сможет отделаться простым потреблением там, где дело будет касаться здоровья. Люди должны будут уметь принимать компетентное взвешенное решение. Я хочу, чтобы пропасть между реальным миром и осведомленностью о нем человека сокращалась».
Иван Константинов
В 2006 году окончил с отличием биологический факультет МГУ им М.В. Ломоносова (специализация — молекулярная биология). С 2005-го по 2008 год работал в лаборатории академика В.А. Гвоздева в Институте молекулярной генетики РАН. В 2006 году основал дизайн-студию, в 2007 году — компанию Visual Science.
Текст: Алексей Упатов