Американский предприниматель Джей Роджерс надеется, что современные технологии позволят ему обыграть весь автопром. Свою революцию он начал с того, что основал компанию, производящую наборы для сборки кит-каров, а сейчас занялся изготовлением машин на 3D-принтере.
Джей Роджерс, страстный автолюбитель, фактически продолжает дело своего деда Ральфа Роджерса, который в 1945 году купил легендарную Indian Motorcycle Company, делавшую тяжелые и прожорливые мотоциклы Chief. Когда Ральф понял, что они устарели по сравнению с новыми легкими мотобайками Triumph, то начал разрабатывать облегченный двигатель, чтобы удешевить Chief. В итоге 70 лет назад он потерпел неудачу и потерял компанию. Но Джей считает, что подготовлен лучше, и к тому же технологии продвинулись далеко вперед.
Джей Роджерс точно знал, на каких принципах будет строить бизнес, уже в Гарварде, где написал бизнес-план автомобилестроительной компании Local Motors. Бывший морпех намеревался внедрить уникальную модель создания автомобилей. Как он представлял, предприятие станет примером, ориентируясь на который в будущем изменится вся архитектура автомобильной индустрии США.
Роджерс решил создать компанию с «открытым кодом». «Однажды я увидел презентацию компании Threadless, которая делает футболки по индивидуальному заказу — покупатель сам создает дизайн. Автомобиль, несомненно, сложнее, но если множество разбирающихся в машинах людей будут организованно обсуждать идею, то из этого выйдет толк, а потребители получат то, что каждому из них нужно, да еще дешевле, чем есть на рынке», — объяснял Роджерс. Оставалось только создать виртуальную площадку, на которой смогут объединиться автодизайнеры, конструкторы, механики и все, кто интересуется автомобилями.
На начальном этапе Роджерс сумел привлечь в Local Motors $8 млн венчурного капитала. Также инвесторами стали некоторые нишевые автопроизводители, например компания по производству автомобильных конструкторов Factory Five Racing. Деньги пошли на разработку сайта с платформой, где появился раздел краудсорсинга с элементами краудфандинга.
Когда участников набралось несколько тысяч, предприниматель поставил перед ними задачу: создать такой автомобиль, который каждому из них нравится, то есть опредметить свои фантазии, какой бы себестоимости ни получалось изделие. В результате первым продуктом совместной работы многочисленной и разбросанной по всему миру команды Local Motors в 2009 году стал дорогой раллийный внедорожник Rally Fighter. За основу был взят дизайн художника из Калифорнии Санхо Кима — именно он не получил ни одного отрицательно отзыва.
И хотя изначально компания не собиралась оплачивать участие волонтеров, Роджерс выплатил Киму премию $10 тыс. — настолько ему самому понравился концепт внешне и конструктивно. Однако глобальной цели Джея — изготовлять автомобили дешевле, чем это делается на промышленном производстве, — он не соответствовал. Производство одного экземпляра Rally Fighter в 2010 году оценочно могло обойтись в $50 тыс. В целом же свой интеллектуальный вклад в его создание внесли 155 человек, а 139 пользователей оплатили депозит. Именно столько внедорожников и намерен изготовить Роджерс в сети местных сборочных центров (micromanufacturing). При этом во время процесса сборки может присутствовать заказчик и даже сам принимать участие. Это один из способов удешевления машин: вместо громоздких и затратных заводов строить мини-пункты по сборке. При таком подходе значительно сокращается производственный цикл: от карандашного наброска до вывода изделия на рынок проходит всего 18 месяцев. Немыслимая скорость для автомобильных гигантов. Пока компания сумела наладить работу лишь двух таких центров.
Через некоторое время краудсорсинговая команда Local Motors разработала и изготовила трехколесный велосипед с электромотором Verrado Electric Drift Trike и победила на конкурсе с проектом военного автомобиля. «Так мы шлифовали общую работу, готовясь к тому, что произошло недавно — мы перешли на новый уровень, когда спроектировали электромобиль, чтобы изготовить его на 3D-принтере», — поясняет Роджерс.
В сентябре 2014 года прямо на международной выставке International Manufacturing Technology Show в Чикаго Local Motors за 44 часа напечатала детали для автомобиля с электродвигателем Strati (от итальянского слова «слои»). Там же на выставке он был собран из 49 частей. А в традиционном автомобиле обычно около 25 тыс. разнообразных деталей. Каждая часть была изготовлена из углеродного термопластичного волокна, прочность которого не ниже автомобильного алюминия. Причем, отмечают в компании, любая часть может быть заменена, если выйдет срок эксплуатации или произойдет поломка.
После того как на глазах публики в кузов с необходимой начинкой установили элементы подвески и электродвигателя, фары, сиденья и лобовое стекло, Strati съехал с принтера. Им управлял сам Джей Роджерс.
Пока, конечно, машинка выглядит слегка топорно, хоть и будет продаваться по цене $18 тыс. (в 2015 году начнутся продажи). Но команда волонтеров на этот раз и не решала дизайнерскую задачу, за полгода она разработала — и вполне успешно — технологический процесс печати на 3D-принтере работающего электромобиля. Пока что Strati может развивать скорость до 40 км в час и проехать на одном заряде батареи 120 км. Но все впереди, уверен Джей Роджерс. Теперь Local Motors намерена заняться оптимизацией изготовления Strati и, соответственно, его удешевлением.
Это уж точно приблизит основателя компании к его заветной мечте — подкинуть «бомбу» традиционным автопроизводителям. Уже в ближайшем будущем на разработку прототипов, уверен глава компании, будет уходить не более 6 недель, а печать деталей займет от силы 24 часа. Пока что сам 3D-принтер не позволяет убыстрить процесс: он выдает 5,5 кг пластиковых деталей в час, а нужно в несколько раз больше.
Перспективы такого проекта впечатляют. Роджерс радуется, как ребенок, фантазируя об автомобилях, которые будут печататься в присутствии заказчика в сети его микромануфактур. «Если мы сможем тратить на печать менее 12 часов, это будет настоящая революция в автопромышленности», — говорит основатель Local Motors.
Джей Роджерс
Родился в Фениксе, штат Аризона, США. В 1995 году окончил Принстонский университет. В 1999 году завербовался в армию и семь лет служил на Филиппинах, в Японии, Корее и Ираке. Вернувшись, поступил в Гарвард и в 2006 году получил степень MBA. В 2007 году основал компанию Local Motors.
Текст: Ольга Венседорина