В 2003 году Вадим Дымов (владелец одноименной компании, производящей мясные продукты, а также сети книжных магазинов «Республика») и его супруга Евгения Зеленская решили организовать в Суздале керамическое производство. Проект «Дымов Керамика» запускался, с одной стороны, для души, а с другой — как длинные инвестиции с прицелом на создание истории. «Мы понимали, что вложения окупятся нескоро, и у нас преобладали все-таки более возвышенные цели: возрождение утраченного ремесла, культуры быта и много чего еще. Есть масса примеров подобных мануфактур в Европе, Англии и США, но они старше нас на 50-100 лет. Мы еще очень молодые, и наша производственная история только начинается. Финансовые результаты мы будем пожинать позже. Или даже не мы, а наши дети», — улыбается Евгения Зеленская.
Организация производства началась в 2003 году с закупки гончарных кругов. Была разработана собственная линия для производства чернолощеной керамики. Технологический процесс состоит из нескольких стадий: сначала заготовка ваяется на гончарном круге, сохнет, обжигается в течение суток в специальной печи при температуре 950 градусов по Цельсию, потом еще раз нагревается, кладется в чан с опилками и коптится. Затем посуда натирается до блеска («лощится»). Березовые опилки для дымления и воск для лощения закупаются раз в два-три месяца у местных жителей. Основное сырье — красная глина. «Сначала мы пытались начать собственную разработку глины поблизости от производства, но выяснилось, что ее здесь нет. Поэтому приходится закупать материал у сторонних поставщиков», — объясняет Евгения Зеленская. Оказывается, красная глина хорошего качества — дефицитное сырье, поэтому в компании не раскрывают имен поставщиков. В месяц для чернолощеной линии требуется до полутора тонн красной глины. С прошлого года «Дымов Керамика» стала закупать сырую глину — она значительно дешевле. Переход занял довольно большое время, поскольку обработка карьерной глины — это сложный технологический процесс, плюс повлияла все та же нехватка специалистов. По словам Зеленской, обеспечение компании месячным запасом сырья стоит совсем не дорого. На основные материалы — глину, глазури, пигменты — компания тратит до 30 тыс. рублей в месяц. Воск и опилки — еще 10 тыс. рублей. Дороже обходится электричество для печей, за него компания платит около 60 тыс. рублей в месяц. В себестоимости готового продукта большая часть приходится именно на электроэнергию.
Согласно изначальному плану, важным источником доходов компании должен был стать туризм. И действительно, в первые три года это направление приносило предприятию более половины от общей выручки. «Наши мастер-классы по гончарному мастерству посещает до 700 туристов в месяц: работают на гончарном круге, а потом могут забрать собственное изделие с собой». Евгения утверждает, что найти профессиональных гончаров проблематично, и очень гордится своими сотрудниками. Иногда талантливые ремесленники приезжают из соседних областей, а порой гончарами становятся специалисты смежных профессий. «Когда мы только налаживали производство, то пригласили специалиста из Германии. У нас таких нет, — сетует Евгения. — Постороннему человеку может показаться, что здесь все примитивно, мы же не хай-тек производим. Но это не так». Зеленская признается, что черпает вдохновение от иностранцев: «В Италии на одной улице можно найти с десяток мастеров. Там это ремесло не было утеряно, в отличие от России». Попытка возродить забытые исконно русские гончарные традиции все же была предпринята: параллельно с изучением технологических процессов специалисты компании изучали исторические архивы, в которых пытались найти секреты гончаров прошлого. «Нам хотелось сказать: вот, смотрите, у нас настоящая суздальская керамика», — говорит Евгения. У посуды от «Дымов Керамики» древнерусские названия: кухля, полевик, корчага, кетца, щанки. Нам трудно судить, чего тут больше — воссозданных традиций или маркетинга, но на фоне других кустарных производителей компания сумела выделиться.
На четвертом году существования мануфактуры ее владельцы сделали акцент на расширении производства. Если в 2006 году мастер-классы по-прежнему давали основную прибыль, то сейчас их доля составляет всего 20%. В развитие производственных мощностей было вложено $2 млн. Часть денег пошла на закупку в Германии уникальных для России больших печей — по 3 и 5 кубометров. «Печи обошлись примерно в 100 тыс. евро, — замечает Евгения Зеленская. — Тогда было проще привезти их в Россию, не было таких проблем с таможней. Сейчас стоит мне подумать о дальнейшем расширении, как сразу опускаются руки: столько проблем придется решать!»
Новые производственные мощности позволили компании расширить ассортимент и увеличить объемы выпуска продукции. Было принято решение заняться фаянсом — для этого потребовалась другая, жидкая глина. Ее закупают на Украине — примерно по две тонны в месяц. Фаянсовая посуда тоже изготавливается вручную, и возникает та же проблема — трудно найти профессиональных мастеров. Тогда же решили организовать линию по производству изразцовой плитки, за основу дизайна которой были взяты владимиро-суздальские сюжеты.
Последние три года компания растет на 30% в год. К концу 2012 года предполагается производить до 10 тыс. изделий (гончарных и фаянсовых) в месяц. Оборот компании сейчас составляет 2 млн. рублей в месяц — весьма неплохо для небольшого частного предприятия на этом рынке. «Спрос на нашу продукцию нельзя назвать массовым. Например, у нас довольно много заказов от дизайнеров и архитекторов на изразцовую плитку, а также от индивидуальных заказчиков, которые хотят со вкусом сделать ремонт. Но в большинстве своем люди пока предпочитают вместо традиционной глиняной посуды покупать сковородки», — сетует Евгения. Тем не менее сеть магазинов товаров для дома «ЕвроДом» заинтересовалась продукцией «Дымов Керамики», и теперь суздальскую керамику можно найти на полках сети. «Мы сотрудничаем с ними с прошлого года. Конечно, дополнительный канал продаж — это хорошо, но заодно прибавилось и проблем, — замечает Зеленская. — Теперь мы вынуждены отгружать готовую продукцию на склад, чтобы всегда был достаточный запас для розницы. Поскольку раньше работать на склад не было нужды, последний кризис мы преодолели совершенно без проблем. Разве что туристов было меньше, и лица у них грустнее».
Собственную розницу «Дымов Керамика» развивать не собирается, хотя в Суздале пришлось открыть один фирменный магазин, чтобы отмежеваться от многочисленных уличных торговцев, которые под видом суздальской керамики продают китайскую. При этом владельцы компании планируют развивать свой интернет-магазин. Правда, Евгения Зеленская не рассчитывает, что это приведет к резкому росту продаж: она полагает, что для целевой аудитории компании — людей от 35 лет и старше — привычнее совершать покупки в офлайне.
Евгения Зеленская
Окончила факультет иностранных языков Московского педагогического университета им. Ленина. С 2003 года является совладелицей и генеральным директором компании «Дымов Керамика». Обучалась производству керамики в Москве и Флоренции.
«Дымов Керамика»
Компания основана в 2003 году, производство расположено в Суздале. Численность персонала — 30 человек. Оборот — около 25 млн. рублей в год.
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Пономарева