Неудача стартапа — явление заурядное и даже ожидаемое. Некоторые эксперты венчурного рынка говорят о том, что из десяти проинвестированных проектов три-четыре терпят полный провал, еще три-четыре позволяют инвесторам вернуть свои деньги, и только один-два приносят солидную прибыль. Другие эксперты, такие как Шихар Гхош из Гарвардской бизнес-школы, утверждают, что в действительности шансы получить доход еще ниже: три четверти стартапов не окупают вложений. Заметьте, что речь идет о тех проектах, которые сумели привлечь внешнее финансирование, то есть прошли через несколько этапов отбора и смогли убедить профессионалов венчурной отрасли в своей перспективности. Одним словом, глупо пенять основателю на то, что его стартап не «выстрелил». Предпринимательство — рискованная игра, в которой поражение — всего лишь способ приобрести опыт и начать все заново.
Что же происходит с компаниями, которые не оправдали ожиданий своих основателей и инвесторов? Некоторые из них бесследно исчезают с рынка, а другие — в частности, мобильные и интернет-сервисы, которые могут существовать при минимальных текущих затратах, — порой годами пребывают в «законсервированном» виде: не развивают функционал, не занимаются маркетингом, не имеют никаких планов. Причины, по которым владельцы подобных проектов позволяют им существовать, могут быть разными: кому-то полумертвый сайт нужен «для портфолио», кому-то просто жаль потраченных усилий, а некоторые надеются, что аудиторию сайта удастся каким-то образом монетизировать в будущем или (ну вдруг!) на проект найдется покупатель.
Питерский интернет-предприниматель Дмитрий Филатов, самым известным и успешным проектом которого является сервис знакомств Topface, обратил внимание на то, что в периоды экономического спада «замороженных» компаний становится больше, причем среди них есть и проекты, сохраняющие коммерческий потенциал, но по разным причинам (чаще всего связанным с нехваткой финансирования) не реализующие его. Филатов решил поступать в соответствии с принципами Уоррена Баффета — скупать то, что подешевело, — и с этой целью создал частный инвестфонд, получивший «говорящее» название Restart Capital (restart означает «перезапуск»).
В качестве объектов для инвестиций выбираются исключительно те компании, которые потерпели фиаско при выполнении изначального бизнес-плана. «Нас интересуют активы, которые можно в принципе конвертировать в деньги», — говорит Филатов. Критерии конвертируемости могут быть разные — интересный IT-продукт (у создателей которого возникли сложности с монетизацией), сайт с высокой посещаемостью (который тем не менее не приносит прибыли), высокие темпы роста бизнеса (на фоне проблем с кэшфлоу), прозрачная экономическая модель (в которую перестали верить другие инвесторы). «Мы не вкладываемся в компании, у которых нет выручки или ясного понимания, откуда она придет, — добавляет Дмитрий. — Не пытаемся спасать и стартапы в начальной стадии, без сложившейся бизнес-модели. Не работаем с основателями, у которых завышенные ожидания по оценке стоимости бизнеса. Наша оценка, скорее всего, будет ниже рынка».
Дмитрий Филатов рассчитывает, что усугубляющийся кризис будет вынуждать инвесторов все чаще отказываться от поддержки проектов и у Restart Capital появится возможность скупить по дешевке потенциально успешные компании. Филатов говорит, что превращение проблемных активов в прибыльные будет происходить благодаря его опыту инвестора и предпринимателя, а также отраслевой экспертизе членов его команды. Например, Restart Capital готов вкладываться в сервисы знакомств (что неудивительно с учетом специализации Topface), но не только — в число желанных объектов для поглощения попадают также мессенджеры, игры, приложения для соцсетей, платные мобильные сервисы, криптовалюты, агрегаторы предложений из интернет-магазинов и т.п.
На текущий момент в распоряжении Restart Capital имеется 100 млн рублей, однако Филатов уверяет, что нехватка средств не станет узким местом в работе фонда — с помощью партнеров он готов увеличить объем инвестиций в несколько раз. Поскольку инвестор планирует активно вмешиваться в управление компаниями, речь идет о выкупе крупных долей или всего бизнеса.
Дмитрий Филатов
Окончил Высшую школу менеджмента СпбГУ, кандидат экономических наук. Обучаясь на третьем курсе университета, основал первую компанию — голосовой сервис медицинских консультаций для абонентов сотовой связи. Вторая компания (Business Vision) занималась маркетинговыми исследованиями, третья предоставляла консалтинговые услуги в области финансов. С 2005-го по 2009 год в качестве младшего партнера развивал производственную компанию на рынке текстильной продукции. В 2010 году основал инвестиционную компанию «Сонетика», в портфеле которой было более десятка проектов. Наиболее успешными инвестициями стали Topface и «ВКурсе». С 2014 года — член глобальной предпринимательской организации EO.
Мнения читателей
Дмитрий
правильное время для такого фонда.