Знаменитого философа, писателя и биржевого трейдера Нассима Талеба не случайно считают прорицателем: большую часть своего многомиллионного состояния он заработал в период экономического коллапса, на деле доказав способность предвидеть события, которые заставали других игроков врасплох. Впрочем, сам себя Талеб не считает пророком. В своей книге «Черный лебедь», выпущенной в 2007 году, он описал феномен явлений, которые кажутся нам крайне маловероятными или вовсе невозможными лишь потому, что мы больше верим статистике, чем здравому смыслу. Прозрение наступает в тот момент, когда эти «невероятные» события происходят с нами на самом деле.
Во время своего недавнего визита в Москву Нассим Талеб встретился с главным редактором журнала «Свой бизнес» Артемом Пащуком и ответил на несколько наших вопросов.
Вы прославились благодаря ясному видению, способности замечать то, что другие игнорируют. Откуда у вас этот талант?
Я не культивирую какое-то «собственное мнение», а всего лишь наблюдаю за окружающим миром и подмечаю, что в нем есть хрупкого. Все, что является хрупким, имеет тенденцию ломаться. Каждая структура, построенная без достаточного запаса прочности, однажды рухнет. Аналитики делают прогнозы, суммируя знания о происходящих событиях. Я поступаю наоборот – не складываю события, а вычитаю их. Это мой метод прогнозирования. Кроме того, мои выводы сформулированы в короткой и простой форме, это позволяет наполнить мой «месседж» энергией.
Что сегодня представляет наибольшую угрозу для мировой экономики?
Когда я смотрю в будущее, то успокаиваюсь тем, что в мире есть такие страны, как Россия. Я немного беспокоюсь за Китай, и очень беспокоюсь за Соединенные Штаты. Причем за Китай я беспокоюсь именно потому, что США дают мне повод сильно волноваться. А причин беспокоиться за США у нас предостаточно. В последнее время все говорят о том, как плохи дела в Греции, но дефицит бюджета США гораздо больше, чем у Греции. Америка спасается тем, что печатает доллары, и тем, что находит простачков, которые готовы покупать гособлигации. У США те же проблемы, что у Греции, только у Штатов над душой не стоит Международный валютный фонд, которые требует поскорее «разрулить» ситуацию. Так что наибольшая угроза, на мой взгляд – это монетарная политика Соединенных Штатов. Долларовая гиперинфляция – вполне реальная перспектива, и все держатели этой валюты и гособлигаций окажутся в числе пострадавших. Поэтому люди типа меня стараются избегать держать накопления в любых валютах, а предпочитают вкладывать все деньги в нечто осязаемое.
Во что именно вы предлагаете инвестировать?
Я считаю, лучший объект для инвестиций – это сельскохозяйственные земли, и вообще любые активы, которые имеют отношение к производству продуктов питания. На втором месте – любые средства производства. И на третьем – металлы.
Какая страна, на ваш взгляд, лучше всего справляется с последствиями экономического кризиса?
Наиболее образцовая страна – Швейцария. По сравнению с большинством стран её политическая и экономическая система перевернута с ног на голову. Она децентрализована, диверсифицирована, имеет небольшой объем внешнего долга. А хуже всего преодолевают последствия кризиса Соединенные Штаты Америки, это антипод Швейцарии. У США мощная централизованная система государственного управления, огромный внешний долг, и страна неспособна выдержать эту нагрузку.
А чем вас так воодушевляет Россия?
Россия – большая страна с огромным научным потенциалом, который ждёт, когда его начнут использовать по назначению. Если сравнить Россию с Бразилией, например, то уровень образованности населения в России гораздо выше, и ученых здесь больше. Это то, что вам досталось в наследство от СССР, что в своё время потребовало огромных инвестиций в развитие образования, науки и технологий. Когда-то эти инвестиции должны окупиться.
Второе преимущество, на которое чаще обращают внимание – это природные ресурсы; если придется захлопнуть все двери и изолироваться от внешних рынков, в России найдется всё необходимое. И третье – выработанная десятилетиями стрессоустойчивость нации. На долю вашей страны выпало много испытаний, что закалило её, позволило приспособиться к жизни в шоковых условиях. Те кризисы, через которые вы прошли в 1980-х, 1990-х и позднее, породили государство, которое является более зрелым, чем, например, Китай, где со времен Мао ни одно поколение не видело настоящего кризиса. Вы, наверное, лучше меня знаете, что в определенные моменты недавней истории Россия влачила настолько нищенское существование, что людям с трудом удавалось находить себе скудное пропитание. В Америке такая ситуация породила бы серьезные беспорядки с непредсказуемыми последствиями. На этом фоне Россия – более устойчивая страна, чем многим кажется, здесь есть реальный опыт преодоления социального напряжения.
Нассим Талеб
Родился в Ливане, окончил Университет Парижа, получил степень МВА в Wharton Business School. В качестве биржевого трейдера работал в финансовой корпорации UBS, инвестиционном банке Credit Suisse First Boston, группе BNP Paribas и других финансовых учреждениях. В период кризиса 2007-2010 года сделал многомиллионное состояние на биржевой торговле – как утверждает сам Талеб, благодаря тому, что отказался от применения статистических методов в финансах. Автор ряда книг, в том числе бестселлера «Черный лебедь» (2007), который по мнению газеты Sunday Times является одной из двенадцати книг, оказавших наибольшее влияние за весь послевоенный период. Имеет опыт преподавания в ряде ведущих университетов.