Сергей Митрофанов
Основатель компании Mitrofánov & Partners. Управляющий партнёр Pulsar Venture Capital, преподаватель бизнес-школы AMI. Эксперт-практик в области брендинга.
В последние годы мне довелось много работать с молодыми инновационными компаниями, которые создают технологии, способные в ближайшем будущем заметно изменить нашу жизнь. Этот опыт побуждает меня задумываться о том, как новые технологии проникают в жизнь массового потребителя, создавая многомиллиардные рынки, о которых мечтают все инноваторы.
Процесс адаптации потребителя к новым технологиям проходит постоянно, но последние годы показали, что современные технологии продвинулись намного дальше нашей бытовой фантазии. Имея в руках уже сегодня доступные технологические решения, современный обыватель зачастую не понимает, что с ними делать. В истории человечества задачу ввести инновации в контекст человеческой жизни почти всегда брали на себя предприниматели, создавая бренды, которые сближали человека и новые технологии.
Оглядываясь назад, на то, как технологии проникали в нашу жизнь, мы увидим бренды, которые стали символами завоевания общества новыми технологиями. И почти всегда это были предприниматели. Именно они, визионеры, объясняли потребителю, как новые технологии изменят его жизнь. В этом ряду стоят такие компании как Ford, Apple, Nokia и многие другие менее заметные бренды.
В чем же роль этих компаний? Они ставили во главу угла стремление дать людям новые возможности. Приблизить технологии к человеку. И каждая из этих компаний создала свой продукт-символ доступности новых технологий. Генри Форд представил миру Ford-T, доказав тем
самым, что автомобиль – это действительно не роскошь, а средство передвижения. Стив Джобс смог убедить нас в том, что персональный компьютер нужен каждому, и пользоваться им не так сложно. Именно Apple II стал первым массовым компьютером, предназначенным для использования в быту. Аналогичным образом бюджетные мобильники Nokia, начиная с легендарной модели 3310, позволили сотням миллионов людей приобщиться к сотовой связи, которая до 2000 года воспринималась скорее как инструмент бизнеса, а не способ общения с близкими и друзьями.
Объединяет эти три бренда то, что на технологическом рынке они встали на сторону неискушенного потребителя и помогли ему преодолеть страх нового.
Последние годы характеризуются активным предложением технологических новинок, которые должны изменить жизнь человека к лучшему. Но новые технологии большинству потребителей непонятны, и зачастую воспринимаются как ненужные. Поэтому рынку необходимы компании и бренды, которые возьмут на себя ответственность по введению новых технологий в контекст жизни массового потребителя.
Давайте посмотрим, что делали в аналогичной ситуации Ford, Apple, Nokia. Во-первых, они обладают глубокой технологической экспертизой предлагаемых решений. Они действительно понимают технологию, как она работает, и какие выгоды она несёт.
Во-вторых, эти компании способны посмотреть на технологии глазами обычного человека и понять, как они впишутся в нашу работу или личную жизнь. Кроме этого, такие бренды способны, взяв за основу опыт неискушённого потребителя, привить ему понимание значения новых технологий, то есть они способны не просто быть евангелистами передовых технических достижений, но и говорить на языке обывателя, далёкого от понимания технологических трендов.
И, наконец, в-третьих, эти компании остаются евангелистами технологического развития, они верят в то, что новые достижения в науке и технике делают нашу жизнь лучше и интереснее.
Я уверен, что в ближайшие годы таких брендов на рынке будет все больше и больше. Брендов, которые помогут нам разобраться как пользоваться интернетом вещей; или зачем нам домашний 3D-принтер; что можно делать с коптером, помимо фотографирования себя со всех ракурсов; или почему робототехника станет полезной человеку не только на производстве, но и в быту. Эти бренды создадут предприниматели, способные смотреть в будущее глазами современного потребителя.