Виктор Акулян
Партнер, руководитель КПМГ в Татарстане
Девальвация национальной валюты уже заставила россиян существенно поменять свои покупательские предпочтения. Например, отказываться от новогодних каникул за рубежом: туроператоры фиксируют резкий спад спроса на европейском направлении и значительное увеличение интереса к путешествиям по России. Или переходить с зарубежных товаров на отечественные. Это актуально и для продуктов питания, и для бытовой химии, и для косметики, и для широкой гаммы товаров для стройки и ремонта. Но ведь все это в большинстве своем производится предприятиями малого и среднего бизнеса, по числу которых мы не отстаем от развитых стран. Как же сделать так, чтобы они стали локомотивом развития и опорой национальной экономики?
В России на тысячу жителей приходится 33 малых и средних предприятия (МСП). По этому показателю мы не отстаем от лидеров мировой экономики. Более того, объем поддержки, которую государство оказывает МСП на федеральном уровне, также сопоставим с уровнем развитых стран — 20 млрд рублей ежегодно. Совокупный размер выделенных средств на поддержку по программам в 2014 году составил 83,7 млрд рублей. Тем не менее доля МСП в структуре российской экономики значительно ниже, чем, скажем, в США, Германии и Японии: на МСП приходится только 21% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель составляет более 40%.
Основная причина такого разрыва — неэффективность, низкая добавленная стоимость, которую в среднем создает одно предприятие. В нашей стране этот показатель составляет 100 тыс. рублей на одно МСП, тогда как в странах, уровня которых мы потенциально можем достичь в среднесрочной перспективе — Нидерланды, Япония, Австралия, — эта сумма эквивалентна 500 тыс. рублей, а в Германии, США и Великобритании — 900 тыс. рублей. Таким образом, добавленная стоимость, создаваемая одним МСП в России, в 5-10 раз ниже показателей развитых стран.
При таком раскладе, очевидно, нужно либо увеличивать количество занятых в этой сфере работников, что вряд ли возможно в текущих экономических условиях, либо исправлять ситуацию при текущем количестве персонала. Ведь повышение эффективности — это не только достижение одного и того же результата меньшим количеством ресурсов, это еще и достижение большего результата с такими же ресурсами. Существует распространенное заблуждение, что это возможно только в крупных компаниях, где есть что и на что оптимизировать, а в малом и среднем бизнесе все и так работают по 24 часа и занимаются всем, чем требуется, а не тем, что предполагает название должности. Однако работать много и эффективно — разные вещи, а опыт показывает, что усилия, направленные на повышение эффективности людей и процессов, действительно приносят результат.
Существует проблема и с размером и структурой российских МСП: доля микропредприятий достигает 87%, а малых и средних — всего 13%. Для сравнения: в странах с высоким уровнем ВВП микропредприятий в среднем 18-23%. Это значит, что российские МСП просто не успевают вырасти и живут совсем недолго. При этом для достижения экономии масштаба нужно выйти на более серьезный размер бизнеса, а для этого кто-то должен помочь им расти и поддерживать их в период роста. В первую очередь, обеспечить доступ к финансированию.
Однако для любого внешнего финансирования — банковских кредитов или частного инвестора — большое значение имеет качество отчетности, которому МСП часто не уделяют должного внимания (им главное, чтобы отчетность устраивала налоговые и иные проверяющие службы). Тем не менее, когда дело доходит до привлечения инвестиций, этот вопрос становится крайне актуальным.
Часто, глядя на финансовую отчетность опытным глазом, сразу видишь, где прячется неэффективность. Взять взаимоотношения с контрагентами, как в закупочной деятельности, так и в продажах. Например, есть поставщик, с которым всегда работали по предоплате. Переход на систему постоплаты и отсрочка даже на несколько дней уже позволят улучшить ликвидность предприятия, высвободив рабочий капитал.
Через призму эффективности стоит посмотреть и на процесс сбыта. Желание работать везде и со всеми далеко не всегда оправданно. У компании могут быть продукты, регионы, каналы продаж, которые для нее нерентабельны. Поэтому имеет смысл посмотреть на это свежим взглядом, оценить полную стоимость того или иного канала и проверить, действительно ли предприятию интересно присутствовать на этом рынке и продавать этот продукт.
Например, сегодня все повально делают онлайн-магазины или организуют возможность заказа услуги по интернету. При этом для многих предприятий это не реальный канал продаж, а просто дань моде: выручка в сравнении с офлайн-продажами просто несопоставима, а затраты на поддержание технического функционала, сотрудников и транспорт значительны. Большинство МСП даже не задумываются о том, чтобы сопоставить их с реальной прибылью, которую дают электронные каналы сбыта.
Ну и, конечно, необходимо работать с персоналом. Затраты на сотрудников лучше оптимизировать не путем сокращения людей — особенно в условиях конкуренции за качественных сотрудников — а путем увеличения производительности их труда. В производстве, например, необходим детальный анализ каждого этапа производственного процесса: какие трудозатраты необходимы на каждом этапе, действительно ли этим процессом должны заниматься пять человек или троих можно переставить на следующий этап, потому что появилось новое оборудование, как это влияет на скорость и т.д. Часто в МСП нет современных компьютерных программ и приложений, которые позволяют сотрудникам планировать и экономить время. Большая проблема — отсутствие рабочей и эффективной системы управления клиентскими отношениями (CRM), что делает многие процессы намного более затратными с точки зрения ресурсов, времени и денег. Обычно это просто список контактов с хаотично заполненными полями, которым нельзя управлять для увеличения продаж: например, предлагать покупателю, который недавно приобрел кольцо, серьги в комплект со скидкой или отслеживать, почему люди вовсе перестали покупать.
Очевидно, что у малого и среднего бизнеса в России огромный потенциал роста, причем не в плане сокращения затрат, а именно в разрезе повышения производительности труда. Основной показатель здесь — ВВП на душу населения, и по этому показателю мы сейчас на 44-м месте, по данным Всемирного банка. К примеру, в США, которые находятся на 10-м месте рейтинга, этот показатель составляет $53 тыс., а у нас всего $24 тыс. То есть мы можем вырасти в два раза, если будем применять механизмы повышения эффективности бизнеса.
Я уверен, что таким способом можно решить проблемы МСП и увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до абсолютно реальных 40-50%.