КОМПАНИЯ LEGO, ИСПОЛЬЗУЯ ЗНАНИЯ И ЭНТУЗИАЗМ ТЫСЯЧ ВЕРНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, СУМЕЛА УЛУЧШИТЬ СВОИ РЫНОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ
Клиентоориентированные компании гордятся своей способностью понимать рыночные тренды и интегрировать лучшие идеи в новые продукты. Но каково бы это было, если бы вы обнаружили, что у вас есть сотни, если не тысячи знающих пользователей продуктов, готовых проводить ночи и выходные, решая задачи вашего подразделения исследований и разработок? Для датской компании Lego Group, производящей игрушки-конструкторы для детей, такая тесная связь с сообществом пользователей — не только детьми, но и взрослыми, которые пользовались их продуктами на протяжении многих лет, — стала не мечтой, а реальностью.
Как наладить эффективное сотрудничество с потребителями?
• Компаниям необходимо открыть каналы коммуникаций, используя программы, которые пользователи продуктов посчитают интересными.
• Сотрудничество с потребителями наиболее эффективно, когда компании предлагают несколько платформ для взаимодействия.
• Поскольку интересы компании могут отличаться от интересов ее клиентов, необходимо выработать четкие правила взаимодействия с ними.
У взрослых пользователей Lego давно сложилась традиция обмениваться друг с другом информацией об инновациях, которые они сами вносят в конструкторы, а интернет сделал этот процесс еще более простым. Когда руководители Lego стали узнавать об инновациях, создаваемых взрослыми фанатами продуктов компании, они поняли, что по меньшей мере некоторые из идей, предлагаемых взрослыми энтузиастами, были бы интересны основной целевой аудитории Lego — детям. В 2005 году в Lego запустили «Программу посланников» (Ambassador Program), чтобы наладить прямой и оперативный канал общения с взрослыми фанатами. Программа имеет значительную ценность для обеих сторон.
Компании Lego программа обеспечила доступ к новым идеям, технологиям и бизнес-партнерам. В руководстве Lego Group осознали, что отнюдь не все идеи новых продуктов нужно генерировать внутри компании. Благодаря этому они смогли выявить новые способы вывода продукта на рынок без долгосрочных постоянных затрат.
Взрослым энтузиастам сотрудничество позволило влиять на бизнес-решения Lego и вдохновлять компанию на разработку новых продуктов для подростков и взрослых. Иногда руководство Lego даже принимало решение поддержать предпринимателей из числа своих фанатов, производящих продукты, которые можно интегрировать в их собственную продукцию. Методом проб и ошибок в Lego пришли к четкому пониманию того, каким образом нужно выстраивать и поддерживать взаимовыгодное сотрудничество с пользователями. В этой статье мы рассмотрим историю возникновения сообществ пользователей Lego, расскажем о том, как руководство компании вовлекалось в деловое общение с пользовательскими группами, перечислив ключевые принципы успешного взаимодействия с пользовательскими группами, сформулированные Lego (см. «Об исследовании»).
Возникновение пользовательских сообществ Lego
На протяжении десятилетий разноцветные пластиковые блоки Lego предназначались для детей. Они собирали конструкторы Lego самостоятельно или с друзьями. Повзрослев, дети обычно «перерастали» продукты Lego и теряли к ним интерес.
Однако в конце 1990-х произошло два примечательных события: во-первых, компания выпустила серию новых продуктов — таких как Lego Star Wars и Lego Mindstorms, — оказавшихся привлекательными для более взрослых пользователей; во-вторых, интернет позволил людям общаться друг с другом на совершенно новом уровне, что подвигло многих взрослых вновь увлечься Lego — эти конструкторы стали серьезным и дорогостоящим хобби для взрослых. Уже к 1999 году сформировалось 11 сообществ пользователей Lego — в основном североамериканских. К 2006 году этот тренд стал массовым: по всему миру было создано более 60 групп пользователей Lego. А к февралю 2012 года в мире насчитывалось уже более 150 групп пользователей, объединявших 100 000 активных взрослых энтузиастов Lego.
Взрослые пользователи Lego вооружены глубоким пониманием и знанием продуктовых линий компании, знают их возможности и ограничения, и это позволяет им предлагать эффективные инновации. Например, они разработали абсолютно новые игры-стратегии, новые модульные стандарты и специализированное ПО. Эти инновации, созданные пользователями, расширили сферу использования конструкторов Lego, продвинули материалы Lego в новые и виртуальные медиа, способствуя появлению творческих возможностей, которые не были доступны ранее. Инновации были ценными и для самих инноваторов, в результате чего возросла активность взрослых фанатов Lego и их вовлеченность в сообщества пользователей Lego.
Рассмотрим в качестве примера такой инновации сервис под названием Auczilla, который появился в 1995 году. С помощью Auczilla люди (часто взрослые энтузиасты) получили возможность покупать определенное количество деталей Lego (часто огромное) через интернет. Преемник Auczilla — BrickLink, начавший работать в 2000 году, продает детали через более чем 5800 интернет-магазинов. На этом крупнейшем вторичном рынке наборов и элементов Lego, предлагающем более 134 миллионов деталей Lego, зарегистрировано около 200 тыс. пользователей.
Взрослые энтузиасты придумали и более продвинутые способы конструирования из элементов Lego. Самым первым подобным примером стала бесплатная компьютерная программа для проектирования LDraw, созданная в 1995 году. Программа позволяла пользователям разрабатывать, тестировать и выводить изображения на экран монитора, документировать проекты, основанные на деталях Lego, еще до постройки моделей, и передавать информацию о конструкции точно таким же образом, как программа CAD, которую используют профессиональные архитекторы и инженеры-проектировщики.
Разработчик LDraw Джеймс Джессиман скончался в 1997 году, но его программа до сих пор оказывает большое влияние на сообщество пользователей Lego. Сегодня инструменты LDraw «заточены» и под Windows, и под Macintosh, и под Linux. LDraw позволяет пользователям экспортировать списки деталей Lego из их проектов в интернет-магазины, указанные на сайте BrickLink (равно как и импортировать детали из магазинов в проект), что дает им возможность заказывать конкретные элементы, необходимые для создания уникальных моделей.
Кроме того, взрослые энтузиасты внесли в конструкторы Lego сотни небольших улучшений, которые делают игру более захватывающей, веселой и сложной. Например, инновации, предложенные пользователями, позволяют кастомизировать Lego Minifigures, строить модели на темы, которые соответствуют личным интересам человека, и соединять детали Lego по-новому, получая конструкции с уникальным внешним видом и функционалом.
Многие из инноваций, предложенных взрослыми энтузиастами, либо улучшили и расширили строительные системы Lego, либо позволили использовать их по-новому, поскольку соответствовали представлениям компании о своих продуктах. За эти годы взрослые энтузиасты загрузили более 300 тыс. разработанных ими моделей Lego на MOCpages.com (один из многих сайтов, на которых фанаты Lego обмениваются работами) и разместили в интернете более 4,5 млн. фотографий, рисунков и инструкций. Кроме того, энтузиасты разместили тысячи видеороликов по мотивам Lego на YouTube, а пять самых популярных из них собрали более 64 млн. просмотров. Благодаря сообществам пользователей Lego удалось сформировать большую библиотеку бесплатных идей, доступных каждому.
Как развивались отношения Lego с пользовательскими группами
Исторически Lego была очень закрытой частной компанией, которая жестко контролировала свою продукцию и интеллектуальную собственность. «Мы не принимаем непрошеные идеи» — такой была официальная позиция компании. Однако в конце 1990-х, когда Lego выпустила новую линию конструкторов Lego Mindstorms, которые содержали программное и аппаратное обеспечение для создания маленьких кастомизируемых и программируемых роботов, ситуация изменилась. Дело в том, что продвинутые пользователи взломали код и модифицировали новые продукты, а затем рассказали о своих инновациях на независимых сайтах. Это поставило руководство Lego перед выбором: либо начать судебное разбирательство против пользователей, либо предложить им участвовать в создании новых продуктов и приложений. Компания пришла к выводу, что судебный процесс будет сложным и дорогостоящим, а сотрудничество с пользователями может принести значительную пользу.
Тем не менее сотрудники Lego скептически относились к сотрудничеству с взрослыми пользователями. В конце концов, многие из взрослых не испытывают никакого интереса к разработке продуктов для целевой аудитории компании — детей. Чтобы упростить взаимодействие с пользователями, в компании создали небольшую команду из штатных сотрудников, которым поручили анализировать предложения энтузиастов на предмет их соответствия маркетинговым целям Lego. Этот внутренний «контролирующий орган» работал в течение нескольких лет. В то время — с 1998-го по 2004 год — Lego переживала сложный период (не связанный с отношениями с сообществом пользователей), характеризовавшийся растущим давлением со стороны конкурентов и финансовыми потерями.
В 2004 году новым CEO компании стал Йорген Виг Кнудсторп, и в Lego всерьез задумались о значении брэнда и ценности связей с сообществом пользователей. Кнудсторп, пришедший в компанию в 2001 году, довольно быстро сделал вывод, что сотрудничество с пользователями принесет несомненную пользу. «Мы полагаем, что диалог с сообществом пользователей будет способствовать развитию инноваций», — заявил он на слете североамериканских пользователей Lego в 2005 году. Это был первый шаг компании к открытости и сотрудничеству — и к созданию инновационных продуктов, созданных с помощью деталей конструкторов Lego.
Примерно в то же время, когда Кнудсторп стал CEO, все больше других руководителей Lego стали понимать, что хотя многие инновации, инициированные взрослыми пользователями, требуют конструкторских навыков, превышающих возможности детей, они тем не менее могут быть использованы и детьми. Например, вице-президент Lego Серен Лунд, курировавший в то время маркетинг, вспоминает, как работал с сообществом, чтобы добиться от пользователей максимального вклада в проектирование наборов Lego Factory, выпущенных в 2005 году. «Мы хотели сделать этот проект настолько «пользовательским», насколько это возможно», — рассказывает Лунд. Lego начала работать с пользовательским сообществом в марте 2004 года, выбрав лидера команды взрослых энтузиастов, который создал закрытый форум, где пользователи могли обмениваться своими проектами. Уже через несколько недель уровень активности энтузиастов был чрезвычайно высок, отмечает Лунд. И добавляет: «Я был поражен качеством их работы. Успех этого проекта вызвал шок в нашем департаменте разработок».
С тех пор Lego формализовала отношения с сообществом взрослых энтузиастов с помощью «Программы посланников» (Ambassador Program). Руководители Lego имеют возможность напрямую контактировать с представителями сообщества, которых выбрали группы взрослых пользователей Lego, и обмениваться с ними идеями о новых продуктах и маркетинговых решениях. Кроме того, эта программа позволяет Lego получать обратную связь о разрабатываемых продуктах.
Взаимоотношения с пользовательскими группами и энтузиастами принесли Lego значительную пользу. Энтузиасты не только предлагают новые идеи, но и в некоторых случаях помогают компании модифицировать ее продукты. Например, в 2004 году во время разработки новой версии наборов программируемых роботов Lego Mindstorms технически подкованные пользователи предложили руководству Lego оснастить новый продукт гораздо большим количеством сенсоров, чем планировалось, чтобы расширить возможности конструирования (см. «Пример инноваций пользователей Lego»). Оказалось, что Джон Барнс — один из пользователей, принимавших участие в работе команды разработчиков, — владел компанией по производству высокотехнологичных сенсоров. В партнерстве с Барнсом Lego смогла предложить покупателям, приобретавшим набор Mindstorms NXT, 12 разных типов сенсоров, что значительно расширило возможности этого конструктора по сравнению с предыдущими моделями. Сенсоры разрабатывались и производились компанией Барнса, но продавались в интернет-магазине Lego, став, таким образом, первыми компонентами, произведенными специально для продуктов Lego независимым поставщиком. Маловероятно, что без участия Барнса Lego смогла бы создать прибыльный бизнес по разработке и продаже дополнительных сенсоров.
Схожим образом взрослые энтузиасты помогли Lego разработать новые линейки продуктов и стратегию их дистрибуции. Одним из таких новых продуктов стали модели архитектурных достопримечательностей. В тесном сотрудничестве с чикагским архитектором и энтузиастом Lego Адамом Ридом Такером компания разработала модели небоскреба «Эмпайр Стейт Билдинг», Белого дома, Бранденбургских ворот и знаменитого особняка «Фоллингуотер» в Пенсильвании, спроектированного всемирно известным архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. После успешных пилотных продаж нового продукта в Чикаго архитектурные наборы Lego стали продаваться по всему миру в музеях, книжных и сувенирных магазинах.
Основываясь на своем опыте работы с увлеченными взрослыми пользователями, руководители Lego определили, в каких случаях сотрудничество с энтузиастами будет успешным, и выявили обстоятельства, в которых такое сотрудничество окажется неэффективным.
При каких условиях сотрудничество будет успешным? Руководители Lego обнаружили, что сотрудничество бывает наиболее эффективным, когда пользователи являются экспертами в какой-то конкретной сфере, а среди штатных сотрудников таких экспертов нет — как это было в случае с разработкой архитектурных наборов и производством сенсоров. О налаживании партнерства с пользователями следует задуматься и в тех случаях, когда речь идет об очень узкой целевой аудитории — или когда внешний партнер может разработать продукт с меньшими затратами (как это было в случае с электронными сенсорами). В таких обстоятельствах для Lego оказалось чрезвычайно полезным использовать собственные экспертные знания наряду со знаниями страстных энтузиастов, отлично разбирающихся в конструировании моделей Lego. Кроме того, потенциальных клиентов следует привлекать к предварительному тестированию инноваций — это помогает исправить ошибки и снизить риски, с которыми сопряжен выпуск новых продуктов, многие из которых в итоге оказываются неудачными.
Создание наукоемких инноваций в сотрудничестве с пользователями позволяет Lego получить новые навыки и знания. Речь идет не только об участии энтузиастов в разовых проектах — за последние годы компания приняла на работу более 20 взрослых фанатов Lego. Нанимая опытных пользователей, Lego может извлечь пользу из их глубоких знаний, накопленных за многие годы.
Когда сотрудничество порождает трудности? Сотрудничество с пользователями оказывалось менее успешным, когда энтузиасты хотели выйти за рамки, установленные компанией для того или иного продукта. Взрослые фанаты Lego ради достижения выдающихся результатов иногда используют приемы, которые не были предусмотрены при создании этих продуктов. И хотя многие из этих приемов улучшают функциональность моделей или придают им великолепный внешний вид, в Lego считают, что в большинстве случаев использование этих приемов сопряжено с проверкой продукта на прочность, а сами приемы слишком сложны для детей. В Lego главными конечными потребителями считают именно детей, а взрослые фанаты обычно увлечены разработкой продуктов для своей возрастной категории.
Основные принципы успешного взаимодействия с пользователями
На основе собственного опыта в Lego сформулировали принципы успешного взаимодействия с пользователями. Эти принципы вобрали в себя все знания, полученные компанией в ходе взаимодействия и совместной работы с продвинутыми пользователями.
Четко формулируйте правила и ваши ожидания. У всех взрослых пользователей, сотрудничающих с Lego Group, есть своя жизнь, заполненная работой, учебой, семейными заботами и т.д. Когда в Lego только начинали налаживать сотрудничество с взрослыми энтузиастами, ни у руководства компании, ни у пользователей не было четких представлений о том, каким должен быть этот процесс. Это вызывало недовольство обеих сторон. Энтузиасты жаловались, что их просят учитывать затраты при разработке проектов и придерживаться жестких стандартов качества и безопасности, принятых в компании. Сотрудники Lego жаловались, что энтузиасты выходят за рамки правил, действующих в компании, что их работу трудно координировать, так как большинство энтузиастов занимались проектами Lego в свободное время, по вечерам. В Lego поняли, что нужно сразу озвучивать свои ожидания от каждого проекта — в том числе и даты начала и окончания проекта. Компания также выяснила, что взрослые пользователи более склонны к сотрудничеству, когда они обсуждают его детали с сотрудниками Lego, непосредственно вовлеченными в проект, а не с руководителями, которые не участвуют в работе напрямую.
Обеспечьте взаимную выгоду. Сотрудничая с вовлеченными и квалифицированными пользователями, предлагавшими свои идеи, Lego поначалу фокусировалась на «решении задачи», забыв, что у пользователей есть потребности, которые иногда не совпадают с потребностями сотрудников Lego, и что сам процесс сотрудничества должен приносить удовлетворение пользователям.
Приоритетным в сотрудничестве с пользователями должен стать подход, обеспечивающий обеим сторонам удовлетворение от работы. Руководство Lego, в частности, выяснило, что удовлетворение от конструирования новых продуктов зачастую мотивирует энтузиастов больше, чем финансовое вознаграждение. Поняв это, Lego предложила внешним партнерам «вознаграждение» в виде новых знаний, доступа к компании и продуктов Lego. Однако у пользователей, которые участвуют в долгосрочных проектах или оказывают услуги, которые больше похожи на «обычную работу», есть выбор: получать в качестве платы либо продукты компании, либо стандартное вознаграждение. Например, при разработке «архитектурного» набора и при поставке сенсоров Lego подписала с пользователями долгосрочные партнерские договоры, в которых предусматривалось денежное вознаграждение за участие в проекте.
Признавайте, что люди за пределами организации отличаются от штатных работников. Сотрудники Lego, работавшие с сообществом пользователей, быстро поняли, что, хотя участники этих сообществ действительно являются преданными поклонниками брэнда и продуктов Lego, главное для них — чувство общности с другими взрослыми фанатами Lego. Взаимодействие с другими фанатами и их одобрительные отзывы побуждали пользователей поднимать все выше свою «творческую планку» и искать новые идеи и решения. Пользовательские сообщества — это не дополнительные отделы компании, а независимые подразделения. Поэтому участников этих сообществ нужно воспринимать как опытных и талантливых индивидуумов.
Не пытайтесь стричь всех под одну гребенку. В Lego очень скоро осознали, что разные пользователи предпочитают различные модели коммуникации и для разных типов инноваций необходимы разные условия. Поэтому Lego использует разные платформы для совместной работы. Самые простые платформы — опросы и электронные ящики для идей, которые позволяют пользователям предлагать свои идеи по заранее заданным темам. Более продвинутая платформа, Lego Digital Designer, позволяет пользователям проектировать виртуальные модели Lego и создавать инструкции по виртуальному конструированию, которыми можно делиться с другими пользователями. Это позволяет привлекать инноваторов с разными уровнями навыков.
Более современная платформа, Lego Cuusoo, дает пользователям возможность загружать свои проекты (рисунки, фотографии и так далее) на интернет-страницу, где другие пользователи Lego и простые посетители могут голосовать за проекты. Если проект получает 10 тыс. голосов, Lego рассматривает возможность его запуска в производство, если проект выходит на рынок, создатель инновации получает 1% от чистой прибыли, генерированной продуктом. К примеру, в 2011 году проект Minecraft получил 10 тыс. голосов на Lego Cuusoo всего за 48 часов. Кроме того, Minecraft удостоился 30 тыс. «лайков» на страницах Lego и Minecraft в Facebook и более 4000 раз упоминался в твитах.
Наконец, еще одна платформа, которую использует Lego, — форумы для групп пользователей-экспертов и виртуальные кабинеты проектов. Обычно эти закрытые форумы собирают идеи, предложенные очень опытными пользователями для сложных долгосрочных проектов. Например, сотни пользователей участвовали в бета-тестировании Lego Mindstorms NXT, предлагали улучшения и сообщали об ошибках. А в виртуальном кабинете проекта Lego Hobby Train появилось несколько тысяч постов от пользователей.
Будьте настолько открытыми, насколько это возможно. Чтобы защитить конфиденциальную и запатентованную информацию, компании часто просят сотрудничающих с ними энтузиастов подписывать соглашение о неразглашении. Так поступили и в Lego, когда запустили «Программу посланников» и начали сотрудничать с взрослыми энтузиастами. Выяснилось, что такие соглашения действительно эффективно предотвращают разглашение информации третьим лицам. Но это обернулось неожиданными последствиями. «Посланники», очень серьезно восприняв соглашения о неразглашении, не делились своими идеями с другими энтузиастами, которые таких соглашений не подписывали. Поэтому сегодня в Lego соглашения о неразглашении используют реже — только чтобы ограничить распространение информации третьим лицам в строго определенных ситуациях. Иными словами, компания дает возможность сотрудничающим с нею пользователям полноценно взаимодействовать друг с другом. Lego также старается сделать максимально прозрачными все аспекты сотрудничества. Например, компания публикует детальные описания обязанностей «посланников» на своем сайте и на нескольких сайтах сообществ. Кроме того, Lego поддерживает инициативы пользовательских групп, направленные на улучшение каналов обмена идеями между членами сообществ и усовершенствование инноваций.
Все принципы, описанные здесь, помогли Lego организовать сотрудничество с пользователями таким образом, чтобы сохранялся баланс потребностей компании и пользователей. Эти принципы могут взять на вооружение и другие организации. Вместо того чтобы рассматривать сотрудничество с пользователями как процесс, которым должна управлять только компания, полезно воспринимать это как постоянный диалог двух союзников. Обе стороны вкладывают свои ресурсы ради достижения общей цели. И очень часто эти два набора ресурсов дополняют друг друга, способствуя развитию сотрудничества.
Об исследовании
В период между 2003-м и 2011 годом мы реализовали многоплановую исследовательскую программу, целью которой было изучение развития сообществ взрослых пользователей Lego и инноваций, предложенных ими, а также анализ опыта и методов работы Lego с внешними сообществами.
Мы участвовали в восьми слетах взрослых фанатов Lego в Северной Америке, Дании и Германии. На слетах присутствовало от 50 до 400 взрослых энтузиастов, которые представляли свои инновации и принимали участие в презентациях, мастер-классах, аукционах и круглых столах. Мы также наблюдали за взрослыми энтузиастами в ходе различных локальных мероприятий — таких как посещение подразделений Lego и парка Legoland в Биллунде (Дания), ежемесячные встречи групп пользователей Lego и походы в магазины Lego. В общей сложности эти наблюдения длились 85 часов и вылились в 180 страниц полевых заметок, двухчасовое видео и 454 фотографии. Мы собирали создаваемые энтузиастами Lego предметы (включая программы мероприятий, футболки с символикой мероприятий, именные таблички, плакаты и журналы). Еще мы изучили сообщения взрослых пользователей Lego на форумах сообществ и сайтах, а также профили, которые они закачивали на Lugnet.com (сеть пользовательских сообществ Lego). Форумы были посвящены участию в сообществе, мероприятиям Lego, предпочтениям и инновациям взрослых пользователей Lego. Собранная нами текстовая информация заняла 1016 страниц формата А4.
Кроме того, мы провели 25 глубинных интервью и несколько неформальных интервью с членами пользовательских сообществ — личных, по электронной почте и по телефону. Личные и телефонные интервью длились от одного до двух часов.
В ходе исследования ведущий автор стал членом датской группы пользователей Lego. Он делал презентации и вел круглые столы на североамериканском слете взрослых пользователей Lego. Многие из выводов, сделанных в этой статье, были ранее озвучены на мероприятиях сообщества и интернет-форумах, что давало возможность взрослым пользователям Lego высказывать свои мнения о результатах нашего исследования.
Наконец, мы собирали данные на интернет-страницах сообщества, где сотрудники Lego общались с пользователями, на сайтах Lego.com и сайтах сообществ пользователей, посвященных «Программе посланников». Эти данные помогли нам описать сообщество пользователей, выявить, что их объединяет, рассказать об инновациях пользователей, о потребностях, которые они удовлетворяют, и о том, чему научились в компании Lego, сотрудничая с пользователями.
Примеры инноваций, предложенных пользователями LEGO
Все эти примеры представляют широкий спектр инноваций, в которых принимали участие взрослые энтузиасты Lego.
Наборы Lego Factory. В 2005 году, когда запускалась серия Lego Factory, взрослые пользователи принимали участие в процессе проектирования. Результатом сотрудничества стали три небольших набора: «Парк развлечений Lego Factory», «Аэропорт Lego Factory» и Lego Factory Skyline. На этих продуктах стоит маркировка «от 8 лет». Набор Lego Factory Hobby Train содержит инструкцию по постройке одной модели поезда, 29 других моделей можно скачать с сайта Lego. На продукте стоит маркировка «от 10 лет».
Серия модульных зданий Lego. Серия модульных зданий Lego изначально была предложена энтузиастами Lego в ходе опроса, организованного компанией. В серию входит шесть отдельных зданий, которые можно соединить друг с другом. Энтузиасты участвовали в разработке наборов на всех стадиях — от создания прототипов до финальных проектов. На наборах стоит маркировка «от 16 лет».
Различные сенсоры для роботов. Вовлечение пользователей в разработку Lego Mindstorms NXT привело к технологическому партнерству с энтузиастом Джоном Барнсом, совладельцем компании HiTechnic. Партнерство позволило использовать в Lego Mindstorms сложные сенсоры (сенсоры инфракрасных портов, сенсорные мультиплексы, атмосферные сенсоры и контактный сенсор). Сенсоры, спроектированные и произведенные компанией HiTechnic, значительно расширили возможности Lego Mindstorms.
Архитектура Lego. Архитектурная линия Lego Architecture была разработана совместно с чикагским архитектором и энтузиастом Lego Адамом Ридом Такером, «чтобы запечатлеть суть архитектурных достопримечательностей в чистой скульптурной форме малого масштаба». В 2008 году были выпущены модели небоскребов «Сирз Тауэр» и «Джон Хэнкок Билдинг», затем появились модели «Эмпайр Стейт Билдинг», особняка «Фоллингуотер», Бранденбургских ворот и др. На наборах стоит маркировка «от 10 лет», «от 12 лет» и «от 16 лет».
Бижутерия Lego от Лизы Тейлор. Линия бижутерии Lego Jewelry была разработана дизайнером Лизой Тейлор, которая «любит носить кирпичики Lego и хотела носить их самым изысканным образом». Тейлор продает серебряные кольца и запонки с заменяемыми кирпичиками Lego на своем сайте bylisataylor.com. Бижутерия продается в основном взрослым.
Copyright © 2012 Massachusetts Institute of Technology. All Rights Reserved
Текст: Юнь Ми Анторини, Альберт Муньис-младший, Тормод Аскилдсен;
перевод с английского: Ирина Сергеева;
Скульптор: Натан Савайя; фото: brickartist.com
Мнения читателей
Аноним
идите нахуй