Виктор Акулян
партнер КПМГ в России и СНГ
Доля семейных предприятий в мировом ВВП составляет почти 70%. Даже в сегодняшних условиях глобальной экономической турбулентности они остаются едва ли не самой стабильной формой ведения бизнеса, давшей начало таким гигантам, как LG, LVMH, Marriott International и др. Тем не менее любая семейная компания на определенных этапах своего развития сталкивается с необходимостью привлечения инвестиций. Согласно результатам международного исследования КПМГ, на сегодняшний день 58% семейных компаний находятся в поиске источников внешнего финансирования: средства необходимы для поддержания и расширения существующего бизнеса, а в долгосрочной перспективе — для реализации более амбициозных стратегий развития и выхода на новые рынки.
Каким должен быть инвестор?
К сожалению, для семейного предприятия поиск инвестора может оказаться не самой простой задачей. Банковское кредитование для них не всегда доступно: банки склонны многократно проверять финансовые результаты перед выдачей кредита, а также требовать предоставить данные, которые некоторые семейные фирмы не хотели бы разглашать. Помимо финансовых вложений семейные компании признают необходимость привлечения независимых членов совета директоров, однако процесс осложняется тем, что ключевым приоритетом большинства предприятий остается сохранение контроля над бизнесом. В планах многих владельцев — передача своего дела последующим поколениям, и это не может не вызывать эмоциональную вовлеченность и нежелание допускать сторонних лиц в процесс управления компанией. Приватность в значительной мере является залогом уникальности семейных предприятий и их успеха на рынке, но одновременно создает трудности для поиска подходящего инвестора: не каждый бизнес-партнер готов предоставлять компании свой профессиональный опыт и ресурсы, при этом отказываясь от строгого контроля над управлением.
Одним из наиболее перспективных вариантов финансирования семейного бизнеса на сегодняшний день является привлечение частных инвесторов. Такое сотрудничество обладает несомненно высоким потенциалом: хотя только 42% опрошенных компаний и 44% инвесторов имели опыт совместной работы, подавляющее большинство из них — 92% компаний и 95% инвесторов — полностью довольны полученными результатами.
Совпадения и разногласия
Как показывает исследование КПМГ, для 47% семейных компаний важна заинтересованность в длительном сотрудничестве, такой же процент опрошенных включает в первую тройку искомых характеристик сходное отношение к рискам и наличие у инвестора релевантных знаний и опыта. Частные инвесторы вполне соответствуют этим требованиям: 93% опрошенных подтверждают нацеленность на долгосрочные инвестиции, 60% склонны отдать предпочтение разумным рискам и умеренной прибыли; что же касается опыта, 48% частных инвесторов приобрели капитал, участвуя в развитии собственного семейного бизнеса, что делает их ценными партнерами. Помимо прочего, частным инвесторам импонирует индивидуальный подход семейных компаний, а владельцы бизнеса, в свою очередь, отмечают простоту отчетности, предоставляемой инвестору, в сравнении с той, которая требуется для работы с банком.
Если говорить об основных опасениях сторон, то для инвесторов сдерживающим фактором является боязнь внутрисемейных конфликтов, а для семейных компаний — как уже упоминалось, потеря контроля над бизнесом. Однако при ближайшем рассмотрении ситуация не так критична. Многие частные инвесторы готовы выступить в роли члена совета директоров семейной компании и предложить независимые мнение и оценку, в том числе в целях устранения конфликтов, при этом не претендуя на мажоритарный пакет акций. В то же время 67% семейных предприятий готовы предоставить инвестору долю в акционерном капитале при условии доступа к более обширному финансированию. Наибольшую готовность идти на уступки демонстрируют предприятия с годовым оборотом от $200 млн до $1 млрд, семейный бизнес первого поколения, а также компании в странах с развивающейся экономикой.
Пора действовать
Как инвесторы, так и представители семейного бизнеса сходятся в том, что в наибольшей степени сотрудничество затрудняется ввиду банальной нехватки информации друг о друге и наличия множества «мифов» о возможном процессе взаимодействия. Исследование выявило ряд практических рекомендаций для обеих сторон, позволяющих повысить эффективность совместной работы.
Семейным компаниям необходимо вести открытый диалог с частными инвесторами и максимально расширять свою сеть контактов. Большинство частных инвесторов предлагают длительное сотрудничество и нуждаются в уверенности, что устойчивое развитие бизнеса приоритетно для семьи; помимо этого, важно подчеркнуть рентабельность компании и хорошие условия для органического развития бизнеса. Разработка схемы формального управления поможет минимизировать опасения инвестора, касающиеся возможного возникновения внутрисемейного конфликта, а готовность привлекать внешний опыт и, возможно, предложить место в совете директоров станет весомым преимуществом.
Частным инвесторам следует подчеркнуть долгосрочность планируемых вложений и отсутствие намерений быстрого выхода из бизнеса. Разумным будет инвестировать в предприятия хорошо изученной индустрии, ведь именно знания и опыт являются одной из наиболее привлекательных черт потенциального инвестора. Не нужно требовать слишком большой доли в капитале, равно как и полного раскрытия конфиденциальной информации семейного предприятия.
В России результаты исследования семейного бизнеса в целом отражают международные тенденции, однако сами предприятия находятся на более ранней стадии развития, нежели в странах Европы и США, и встречаются с трудностями, которые во многих других странах уже остались в прошлом. Большинство российских семейных компаний переживают переходный период, и их владельцы, многие из которых представляют первое поколение, начинают задумываться о своих дальнейших шагах. Растущее влияние семейного бизнеса и частных инвесторов на экономическую ситуацию в стране привлекает все больше внимания ключевых игроков рынка, и можно с уверенностью сказать, что, несмотря на непростой путь развития, ожидающий семейные компании в России, потенциал их обширен и возможностей для преодоления препятствий будет предоставляться достаточно.