Арам Пахчанян
Окончил факультет молекулярной и химической физики Московского физико-технического института.
В компании ABBYY работает с 1993 года, в настоящее время является вице-президентом и директором департамента продуктов для ввода данных.
По роду деятельности мне регулярно доводится знакомиться с бизнес-практиками в разных странах. Наши продукты продаются по всему миру, и предназначены они для автоматизации бизнес-процессов, поэтому волей-неволей приходится изучать реалии ведения бизнеса за рубежом.
В этой статье я хочу сравнить процесс запуска компаний в России и США. Возможно, это прольет свет на то, почему в России так мало реального, а не «схемного» малого бизнеса. Реальным я называю такой бизнес, когда за вашими усилиями стоит идея и вы хотите заработать на ней денег. «Схемный» бизнес, распространенный у нас, руководствуется обратной логикой: надо заработать денег, поэтому нужно придумать лазейку (т.е. хитрую «схему»), чтобы это сделать. Соответственно, к лазейкам стоят очереди, в которых все толкаются, пинаются, и все это отнюдь не выглядит чем-то возвышенным и приближающим светлое будущее.
Процесс инкорпорирования в США необычайно прост и освобожден от каких бы то ни было формальностей. Вам не нужны ни документы, ни адреса, ни банковские счета. Вам даже не надо никуда ходить. Достаточно просто заявить властям о том, что такие-то люди создают компанию с таким-то названием и такими-то намерениями, заплатить регистрационный сбор — и все: вы можете работать. Можно еще иметь устав (к которому не предъявляются какие-то особо жесткие требования), но чаще всего его можно написать и позже. Регистрировать его не обязательно.
Логика американских властей проста: у людей должна быть возможность максимально легко и быстро создать компанию. Зачем? Чтобы на самом раннем этапе формализовать свои бизнес-отношения. Когда еще нет доходов, нет зарплат и люди просто пытаются что-то сделать у себя дома или в гараже, нужно, чтобы основные договоренности уже были зафиксированы, чтобы между партнерами не возникло трений, когда появятся доходы. Причем государство максимально способствует появлению доходов, предоставляя стартапам налоговые льготы.
Когда бизнес вырастет настолько, что у него появятся внешние инвестиции или доходы, придется регистрировать банковский счет, а для этого, скорее всего, придется съездить в банк. Еще надо будет платить налоги — и сделать это можно двумя способами: либо отдать бухгалтерию на аутсорсинг за небольшую сумму, либо считать все самому, используя онлайн-сервис. В США налоговая система для небольших предприятий довольно проста, разобраться в ней совсем не сложно.
В России преобладает «схемная» модель, поэтому процесс создания предприятий максимально формализован. Вам придется ходить по инстанциям, собирать документы, заказывать печать, иметь юридический адрес. При любой ошибке в любом из документов вас отправят восвояси. Поэтому люди регистрируют предприятия только тогда, когда появляется потребность в значительной хозяйственной деятельности или в инвестициях. Иногда регистрируется несколько юридических лиц на один реальный бизнес. Это никак не отражает истинной значимости инкорпорации — то есть партнерства людей с целью создания бизнеса. Фактически реальное партнерство у нас создается вне законодательного поля, что никак не способствует развитию настоящего предпринимательства.
Что с этим делать? К сожалению, решение не лежит совсем уж на поверхности. Законодательство любой страны отражает ее реалии, и закон не изменится, пока не начнутся массовые проблемы. Собственно, если мы с вами хотим упростить процесс регистрации предприятия, то наша с вами задача — создать такую «проблему». А пока есть несколько способов облегчить мучения. Во-первых, можно воспользоваться услугами бизнес-инкубатора. Это не освободит вас от беготни с оформлением бумажек для создания компании, но по крайней мере упростит вашу жизнь на первых порах. Если этот вариант не подходит — или если в ваших краях еще нет бизнес-инкубатора, — то стоит подписать простой договор между сторонами, описывающий цели каждого участника и определяющий, какую долю каждый получит в будущей компании. В этом случае нужно документировать основные этапы — что сделал каждый участник в рамках проекта, — удостоверяя их подписями всех сторон. Ну и самая очевидная рекомендация: делайте бизнес с людьми, которым вы доверяете. И не просто доверяете, а уверены, что ваши партнеры не подведут вас ни при каких обстоятельствах.