В 2008 году Жанна Казанская не смогла найти подходящий детский сад для своего старшего сына: не устроили устаревшие, по ее мнению, педагогические приемы, которые практиковались в муниципальных детских учреждениях: «Я поняла, что не смогу доверить своего ребёнка людям старой школы с таким отношением к воспитанию, мне не хотелось, чтобы сына перевоспитывали». В качестве альтернативы Казанская организовала небольшую детскую мультипликационную студию «Слон», вложив в нее 600 тыс. рублей из личных средств и наняв нескольких художников, рисовавших с детьми мультфильмы. Для помещения студии в загородном коттедже в поселке Глухово в Красногорском районе Подмосковья были арендованы две комнаты общей площадью 60 кв м. «В рекламу вкладываться не пришлось, нас находили через сарафанное радио. Когда я увидела, что дети отказываются уходить из студии, а родители начали уговаривать меня поскорее сделать что-то более серьёзное, появился первый «Интересный детский сад», — вспоминает Жанна. Это произошло в 2009 году. Здесь вложения составили уже около 1 млн. рублей, на которые она выкупила все здание и приобрела все необходимое для детского сада.
Посёлок Глухово довольно небольшой, и там, по ее словам, все друг друга знают. «Новость об открытии студии разлетелась среди родителей, и так мы нашли первых клиентов. А после, когда родители, приводившие своих детей к нам в студию, убедились, что соотношение цена/качество полностью оправдывают их ожидания, начал работать сарафанный маркетинг. Поэтому к открытию первого сада у нас уже была практически сформирована первая группа. А далее клиенты не заставили себя ждать», — говорит Жанна.
Педагогический вопрос
Самое сложное, по ее словам – найти команду и педагогов, которые разделяли бы ее подход к воспитанию и развитию детей. «Мне нужны были люди с гибким мышлением, готовые постоянно повышать свою квалификацию и работать над собой. Ну и конечно, для меня было важно, чтобы они не стремились доминировать над детьми, а общались с ними на равных. Таких воспитателей, как оказалось, на кадровом рынке дошкольного образования крайне мало, чаще нам встречались кандидаты старой закалки, поэтому пришлось серьёзно потрудиться для того, чтобы собрать близкую нам по духу команду», — говорит Казанская. Проблема была еще и в том, что о компании как о работодателе на рынке еще никто не знал. Поэтому такой канал, как профильные конференции для нее был пока закрыт. К тому же сад располагался за городом, в Красногорском районе, что тоже создавало сложности по поиску персонала. «Как обычно это происходит, мы искали педагогов через знакомых, развешивали объявления на специализированных сайтах. Но заинтересовать педагога вакансией и пригласить его на интервью – это ещё полдела. Вторая сложность была – найти именно тех кандидатов, которые бы разделяли мои взгляды на воспитание и развитие детей, — повторяет Казанская. — К сожалению, общей формулы, по которой можно понять, может ли работать человек с детьми или нет, не существует». Все решения по найму принимались лично Жанной Казанской. «Это была колоссальная ответственность. Мы проводили пробные занятия, был испытательный срок, по итогам которого было видно, подходит человек или нет», — объясняет она.
Когда спустя 6 лет в Москве открылась вторая площадка, у компании уже было имя на рынке, а также отработанная схема подбора персонала. Процесс поиска высококвалифицированных кадров стал гораздо проще. Сейчас компания использует многоступенчатую систему отбора кандидатов в команду, при которой кандидат проходит последовательно через собеседования с сотрудниками, где каждый проверяет его в том или ином предмете. Финальное собеседование происходит с самой Казанской, после чего проходят пробные занятия. Если все эти этапы кандидат прошёл успешно, его нанимают на работу. Правда, придется пройти еще испытательный срок и прочесть литературу, которую ему дадут в «Интересном детском саде», чтобы лучше понимать ценности компании.
На рынке дошкольного образования очень сложно найти англоязычный персонал и профессиональных управляющих детскими садами, говорит Казанская. «В нашей сети практически все управляющие с нами с самого первого дня, и до этой позиции они доросли внутри нашей сети. Но когда компания находится на этапе стремительного роста, как мы сейчас, — это действительно серьёзная проблема. На поиски уходит очень много времени. Ко всему прочему приходится искать новые маркетинговые инструменты, так как наружная реклама стоит очень больших денег, а у привлечения новых клиентов через социальные сети сравнительно невысокая эффективность. Еще одна проблема — ограниченность в привлечении внешнего финансирования на запуск и развитие новых проектов».
Модель роста
Когда Жанна Казанская только начинала свой бизнес, то не хотела никакого стремительного роста. «Я очень боялась, что от этого может пострадать качество образовательных услуг, — признается она. Ключевой была проблема автономии, когда я старалась контролировать все процессы в организации. Но потом вокруг меня собралась команда, которой я могу доверять во всем, и я начала делегировать полномочия, что создало благоприятную почву для развития бизнеса». На открытие второго детского сада в Большом Трёхгорном переулке потребовалось 15 млн. рублей. первоначальных инвестиций. В саду числятся 65 детей, часть из которых ходит неполный день. Это позволяет зарабатывать 3,5-4 млн. рублей выручки в месяц. Расходы при этом составляют 2,9-3,4 млн. рублей, большая часть из которых идёт на оплату труда – 1,2 млн. рублей и аренды – 1,1 млн. рублей, а также на питание — 400 тыс. рублей, рекламу — 200 тыс. и прочее. Чистой прибыли с одного сада получается около 600 тыс. рублей в месяц, а фактический срок выхода на окупаемость составляет более двух лет. По новым детским садам инвестиции в несколько раз выше, как и сроки окупаемости, говорит Казанская.
За последние два года компания открыла две новых площадки, а в сентябре запускается четвертая. Причем, в новых детских садах (в Митино и в Щукино) ежемесячная стоимость составляет 25 тыс. рублей, что, по словам Казанской, в два раза ниже, чем в целом по Москве. Такие низкие цены компании удается держать за счет договоренностей с застройщиком. Дело в том, что при строительстве нового ЖК возникает обязательное требование к застройщику – обеспечить всю необходимую детскую инфраструктуру, в том числе и разместить на территории комплекса детский сад. Для выбора оператора частного дошкольного образования застройщики проводят тендеры. «В момент, когда застройщик сделал выбор, начинается обсуждение условий сотрудничества, и здесь можно договориться по-разному, — говорит Жанна Казанская. — Странно ожидать от детского сада, что он будет платить арендную ставку, как супермаркет. Да и к полноценному дошкольному учреждению масса требований как по части проектирования, ремонта, оснащения помещений и уличной территорий, так и по их дальнейшему содержанию». «Интересному детскому саду» удалось договориться с застройщиком о снижении арендной ставки за фиксированный процент с продаж. «Это позволило создать уникальное предложение на рынке по соотношению цена/качество. К сожалению, нельзя сказать, что всегда удаётся сделать цены ниже рыночных, — это зависит от многих обстоятельств. Но мы глобально хотели бы сделать частное дошкольное образование доступнее», — рассказывает Жанна Казанская.
Сейчас у «Интересного детского сада» в полном режиме работают три площадки. В мае 2016 года открылся уже упоминавшийся большой детский сад в Митино на 300 детей с ценами в два раза ниже, чем в первых двух, но, по утверждению Жанны Казанской, при том же уровне качества, программе и т.п. До конца этого года планируется открытие ещё двух детских садов – кроме Щукино планируется площадка на Ильинском шоссе в посёлке Александровка. В компании также разрабатывают новый формат: мультиформатный детский детский развивающий и развлекательный центр с рестораном, парикмахерской и магазином игрушек для детей в ТЦ «Океания» на Кутузовском проспекте. «К этому проекту мы шли несколько лет, опробовав в ТЦ более простые форматы», — рассказывает Казанская. На следующий год у компании «ещё более грандиозные планы», однако в детали проекта Казанская пока не готова посвящать.
Текст: Алексей Упатов