Несмотря на невероятное количество исторических и культурных достопримечательностей, Москва и Санкт-Петербург остаются труднодоступными для массового зарубежного туриста городами. Многомиллиардные инвестиции в пафосный облик российских столиц не решили простейших организационных и бытовых вопросов, начиная от проблем с получением российской визы и заканчивая острым дефицитом комфортных и недорогих гостиниц. По меркам иностранных туристов соотношение цены и качества российских гостиниц — тихий ужас. Обшарпанный номер в гостинице a la Soviet в спальном районе обойдется в 3000 рублей за сутки, что сопоставимо со стоимостью хорошего номера со всеми удобствами в 3-звездочном отеле в Риме или 4-звездочном в Праге. Спасти имидж туристической России на мировой арене пытается малый бизнес. Встречайте: койко-место рядом с Красной площадью за 800 рублей в сутки.
В середине «нулевых» хостелы начали заполнять пустовавшую нишу экономичного размещения, и вполне успешно. За три года поток туристов вырос, согласно данным Росстата, на 50%, после чего свои поправки в развитие ситуации внес разразившийся кризис. Хостелы не просто обеспечили туристов жильем, но и начали выполнять важную социальную миссию: в глазах иностранных гостей они формируют облик цивилизованной и демократичной России. Во-первых, все администраторы хостелов хорошо говорят по-английски, что не всегда является обязательным условием даже для службы размещения дорогого отеля. Во-вторых, в хостеле царит дружелюбная атмосфера, располагающая постояльцев к общению.
Трудно жить в одной комнате с другими туристами, смотреть вместе телевизор в гостиной, встречаться на общей кухне и не познакомиться поближе. Это важный момент для иностранца, попавшего в Москву, где все иначе, чем в Европе: люди, не умеющие связать двух слов по-английски, надписи на кириллице, нескончаемые пробки на дорогах и неизбывное чувство одиночества в толпе. Хостел дает ощущение того, что у тебя здесь есть тыл, друзья. «Сейчас в Москве работает от 70 до 80 хостелов, — говорит председатель некоммерческого партнерства «Лига Хостелов» Иван Ксенофонтов. — Мне кажется, впервые за всю историю развития рынка мы подошли к точке равновесия. За прошлый год открылось 20-30 хостелов. Зимой закрылось почти столько же. При этом средняя загрузка хостелов упала на 10%, а некоторых и на 20%. Все это свидетельствует о насыщении рынка при нынешнем уровне спроса. Если раньше почти все открывшиеся хостелы продолжали функционировать, то в последние годы слабые игроки стали отсеиваться. Ситуация также усложняется в связи с ростом ставок арендной платы».
«Лига Хостелов» — первое и единственное профобъединение владельцев хостелов в Москве. Хотя бум открытия хостелов остался позади, рынок готов принять новых игроков. По оценкам экспертов, помимо уже имеющихся 70 хостелов в Москве есть место еще для 50 хостелов. Для сравнения: в Нью-Йорке около 120 хостелов, в Париже — 200.
Первые хостелы появились в Германии в 1920-х годах, поэтому европейцы давно уже к ним привыкли. А вот туристы из российских регионов не всегда ясно представляют, что скрывается за этим названием, поэтому предпочитают бронировать более привычные гостиницы. Расставим точки над «i». Хостел (англ. hostel — общежитие) — публичная гостиница, предоставляющая на короткий срок жилье (как правило, спальное место с минимумом дополнительных удобств). Стандартом для хостела являются двухэтажные кровати, на которых спят посторонние люди. Санузел, кухню и гостиную (если она есть) тоже приходится делить с другими постояльцами. Нередко хостел располагается в большой квартире в жилом доме. Как и любой другой туристический сервис, хостелы — сезонный бизнес. Зимой наполняемость составляет 50-60%, летом — 80-90%.
Открыть хостел легко. Как правило, основатели вкладывают в проект собственные средства. «Профессиональным инвесторам эта отрасль не интересна, поскольку здесь нет высокой прибыли, — говорит совладелец хостела Day’n’Night Дмитрий Соболев. — Впрочем, встречаются иностранцы, которые были бы не прочь вложиться в наше дело. В принципе, ROI у хостела очень даже приличный, но лишь в соотношении с вложенными деньгами». Средняя прибыль типичного хостела на 14 мест при наполняемости 80% составляет около 250 тыс. рублей в год. Срок окупаемости проекта — от года до полутора лет. Соболев и трое его партнеров вложили в проект 600 тыс. рублей (помог кредит, оформленный на частное лицо). Главная статья расходов — аренда.
В Москве помещение площадью 120 квадратных метров по соседству с Красной площадью можно снять за 110-120 тыс. рублей в месяц. Утверждение о том, что хостелы открывают счастливчики, получившие в наследство хорошие квартиры в центре города, Дмитрий решительно опровергает: большинство владельцев хостелов — арендаторы. «Зачем москвичу, имеющему квартиру рядом с Красной площадью, утруждать себя открытием хостела? Проще сдавать ее и получать стабильный доход», — замечает Соболев.
Идея открыть хостел пришла к Дмитрию во время заграничных путешествий: «Я предпочитал останавливаться в хостелах. Единственное, что меня смущало, это студенческая суета. Поэтому, открывая собственный хостел, мы решили, что в нем все будет по-домашнему, без шума. Интерьер Day’n’Night воссоздает классическую московскую квартиру с паркетом на полу, картинами на стенах, мягкой мебелью в гостиной. Средний возраст постояльцев — 30 лет. По вечерам жильцы смотрят телевизор, общаются друг с другом, читают книги. Никто не буянит. Причем никакого фейсконтроля для проживающих не предусмотрено. «Если вам удастся донести до потенциального клиента, кто вы такие и что представляет собой ваш хостел, то и гости приедут те, которых вам хотелось бы у себя видеть», — замечает Дмитрий. Day’n’Night позиционируется как «тихий хостел». В первые полтора года после запуска Соболев занимался хостелом ежедневно: «Как еще отладить все процессы, если не вникать в них с утра до вечера? — вопрошает он. — Зато сейчас хостел отнимает у меня около шести часов в неделю. Большую часть времени трачу на оформление финансовых документов и переговоры с турагентствами».
В хостеле по определению стесненные условия проживания, несопоставимые с комфортом гостиничного номера, но это не значит, что владельцы хостелов пытаются выжать максимум прибыли из каждого квадратного метра. «Изначально мы планировали сделать заведение на 18 мест, но когда увидели эту квартиру, то решили, что жадничать не будем. Одну из комнат отвели под гостиную. Это же здорово, когда у гостей есть пространство, где можно пообщаться. В итоге у нас получилось 14 мест», — говорит Соболев.
Если московские хостелы — это переоборудованные квартиры, то в Санкт-Петербурге распространена практика стран Восточной Европы, когда в хостелы переделываются гостиницы. Владелец одной из крупнейших в Питере сети хостелов «Друзья» Сергей Морев выбрал именно такое решение. Для привлечения зарубежных клиентов он создал англоязычный сайт, затем разместил информацию на глобальном портале Hostelworld.com. Со временем из первого крошечного хостела «Друзья» выросла сеть, в которую сейчас входит четыре хостела в Санкт-Петербурге. Как считает Сергей, успеха на этом рынке добиваются лишь настоящие энтузиасты своего дела: «Не стоит рассматривать хостел как возможность заработать при минимальных инвестициях. Я часто вижу, как инвесторы открывают хостелы, не понимая глубинной сути этого бизнеса. Недостаточно просто снять помещение, сделать ремонт, поставить кровати, нанять людей и назваться хостелом. Совсем иной результат получается, когда в этот бизнес приходят молодые ребята, которые сами путешествовали, а потом открыли хостел, чтобы иметь возможность встречаться и общаться с такими же путешественниками». Упомянутый портал Hostelworld.com и аналогичный HostelBookers.com — важнейшие каналы для привлечения иностранных гостей. Взимаемая ими комиссия варьируется от 10 до 15%. «Рынок пестрит множеством порталов по бронированию, но для сотрудничества важно отобрать лишь несколько самых эффективных, — объясняет Дмитрий Соболев. — Дело в том, что эти порталы не объединены в единую сеть, поэтому в каждой системе приходится заполнять отдельный календарь. Вот и представьте, сколько всего я должен заполнить вручную. Да у меня на одну бронь полдня уйдет!»
Поскольку основная конкуренция между хостелами разворачивается именно в интернете, дизайн и наполнение сайта очень важны — это напрямую влияет на число постояльцев. Также необходимо заниматься продвижением в соцсетях. Совладелец онлайн-службы бронирования Hotels.ru Денис Васильев подтверждает: маркетинг в интернете — ключевой фактор обеспечения высокой наполняемости хостелов. «В 2011 году число самостоятельных бронирований отелей и хостелов через системы онлайн-бронирования выросло в три раза по сравнению с 2010 годом. Все больше туристов отказываются от услуг турагентств и других офлайн-посредников. Это дает отелям и хостелам шанс увеличивать загрузку за счет собственного маркетинга и работы с клиентом напрямую, а не только за счет повышения комиссионных и особых договоренностей с турагентствами».
Попытаться привлечь больше клиентов можно и еще одним способом — придумать свой уникальный формат. Например, глава «Лиги Хостелов» Иван Ксенофонтов в своем проекте «Таганка Отель и Хостел» «скрестил» хостел с мини-отелем. «С одной стороны, такой формат придает больше стабильности проекту, поскольку обращен к двум важным потребительским сегментам, — рассуждает Иван. — С другой стороны, нужно, как оказалось, тратить вдвое больше времени на продажи и маркетинг, что увеличивает текущие расходы. В целом гибридный формат не вполне оправдывает себя. Но когда мы его создавали, мы хотели привнести что-то новое в индустрию гостеприимства и отличаться от других».
К сожалению, правовой статус хостелов в российском законодательстве не определен, и это оборачивается множеством юридических проблем для их владельцев. «Из-за низкой конкуренции хостелы более рентабельны по сравнению с отелями, но при этом такой бизнес хуже защищен и менее предсказуем из-за различных проверок, сложностей с согласованиями и т.п.», — отмечает Васильев.
В июне в России может быть принят закон, по которому хостелы уравняют в правах с мини-гостиницами. Однако работать в таком статусе владельцам хостелов будет еще труднее. Цены на проживание в хостелах в разы ниже стоимости отдельных номеров в мини-гостиницах, поэтому принципы ведения этих бизнесов существенно различаются.
Не способствуют развитию хостелов и выступления бывшего губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, в которых она навесила на питерские мини-отели ярлык публичных домов. Предприниматели, конечно, не ожидают, что чиновники, которые в своих поездках, как правило, не селятся в общежитиях, вдруг начнут разбираться в специфике этого сегмента туриндустрии. Однако резонно считают, что рынок хостелов имеет право на адекватное регулирование.
Текст: Ольга Бахлина
Фото: Day’n’Night, «Таганка Отель и Хостел»
Мнения читателей
Davidmup
http://vjobyvai.ru/
WilliamNah
http://www.incomokna.ru
WesleyUnary
http://video.toplanet.com
LouisBib
http://search.toplanet.com