В предверии запуска новых рейсов Бангкок-Москва лучшего (по версии Skytrax) лоукостера в мире авиакомпании AirAsia корреспонденту «Своего Бизнеса» Андрею Скрипкину удалось встретиться в Париже с основателем и СЕО компании Тони Фернандесом и взять у него эксклюзивное интервью.
Можно сказать, что Тони пошел по стопам своего бывшего работодателя — основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона: он занимался музыкальным бизнесом, потом резко сменил направление и купил авиакомпанию, команду Formula 1, запустил проекты в сфере финансов, развлечений, а также начал развивать свою сеть отелей.
Фернандес начал свою карьеру аудитором в одной из компаний, входящих в группу Virgin, но спустя несколько лет Брэнсон продал это подразделение, чтобы полностью сфокусироваться на Virgin Airlines. Тони уехал в Малайзию и устроился в Warner Music старшим финансовым аналитиком, где за 10 лет взобрался по карьерной лестнице до должности вице-президента.
А в 2001 году он за 25 центов приобрел государственную компанию AirAsia, погрязшую в долгах. Всего с двумя старыми самолетами ему за два года удалось расплатиться с долговыми обязательствами в $11 млн. Компания вступила в фазу бурного роста, который продолжался до катастрофы в Яванском море (декабрь 2014), после чего акции компании начали продолжительное падение, потеряв в цене две трети за полгода. Пассажиры стали реже выбирать AirAsia, финансовое положение нескольких наименее прибыльных подразделений оказалось совершенно плачевным, а состояние Тони уменьшилось с $650 млн (2014) до $230 млн (2016). Но во второй половине 2015 года ситуация начала исправляться, и сейчас котировки акций AirAsia вернулись к уровню 2014 года. Объем перевозок продолжает расти, подогревая интерес инвесторов к азиатскому лоукостеру.
Как заключаются сделки на миллиарды долларов
Я покупаю самолеты, в несколько странной маннере, так же как макаруны (смеется). Я летел на самолете Airbus A321 компании British Airways в Шотландию, высадка осуществлялась через два выхода, и я заметил, что это занимает практически полчаса. Это слишком долго, и я решил ускорить процесс в своей авиакомпании. Я позвонил в Airbus и сказал, что хочу заказать самолеты с тремя выходами. На тот момент я выразил готовность купить 50 штук, и мне предложили новые A321. После еще нескольких звонков мне перезвонил представитель Airbus предложил встретиться в Лондоне. Я устал и не хотел уходить далеко от дома, поэтому мы назначили встречу в иранском ресторане, где за ужином обговорили сделку, сошлись в цене и через месяц подписали контракт.
Глобальность
Я хочу, чтобы мой бренд был так же известен в Азии, как Coca-Cola… Ну и чтобы во всем мире имели представление о том, что такое AirAsia. Мы уже стали отчасти глобальными, десятый по популярный сайт AirAsia — американский. Многие американцы, которые путешествуют по Азии, используют наши авиалинии.
Планы на Азию
Наша главная цель — Азия, но нет никаких препятствий, чтобы летать куда угодно вокруг света. Мы думаем устроить большой хаб в Бангалоре, в Индии — это отличная база для полетов в Африку и Европу. Из Японии мы хотим охватить Южную Америку и западное побережье северной Америки, а в Нью-Йорк можно летать из Индии, например. Мы не будем летать в тысячу аэропортов, как это делают Emirates. Меня устроит, если наши самолеты будут летать хотя бы на каждый континент.
Планы на Европу
В Европе нам наиболее интересы такие города, как Лондон, Москва, Париж. Весной я беседовал с председателем российской госдумы. Эта встреча произвела на меня благоприятное впечатление, и вскоре я анонсировал в Twitter, как я это обычно делаю, новый маршрут в Россию. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что жители Юго-Восточной Азии восприняли эту новость даже с большим интересом, чем россияне. Меня очень удивило, что все хотят летать в Россию, такая же реакция была с Парижем. Сейчас моя команда работает в Москве над запуском нового рейса Бангкок-Москва, и я думаю, это будет успешный маршрут. Кроме этого мы рассматриваем возможность рейсов в Грецию и Милан, в наших планах также полеты в Турцию, с которой мой партнер очень хочет наладить авиасообщение.
Об авиакомпании «Победа»
Лоукостер, запущенный традиционной авиакомпанией, никогда не будет успешным — это разные культуры. Эти предприятия просто будут соперничать друг с другом. Цель лоукостера — повышать спрос, побуждать большее количество людей летать, и зарабатывать на объемах. Так же, как это делают торговые сети Walmart или Costco.
О катастрофе в Яванском море
Катастрофа произошла 28 декабря 2014 года в Яванском море близ побережья острова Калимантан. Авиалайнер Airbus A320-216 индонезийской авиакомпании Indonesia AirAsia выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Сурабая — Сингапур, а на его борту находились 7 членов экипажа и 155 пассажиров. Полёт проходил над Яванским морем в условиях грозы. На 27 минуте полёта экипаж доложил об уклонении с маршрута для обхода грозы, но через 6 минут, находясь между Калимантаном и Явой, самолет исчез с экранов радаров, ещё через несколько минут пропала связь с экипажем. 30 декабря поисковые корабли обнаружили в море обломки авиалайнера. Все 162 человека, находившиеся на борту, погибли.
День авиакатастрофы — худший в моей жизни, до этого 14 лет прошли без единой аварии. Когда меня спрашивали, что меня больше всего пугает в жизни, я всегда отвечал, что боюсь авиакатастрофы. Я отказывался верить, что это когда либо случится, но это случилось. Это самое худшее в автоперевозках, и это пугает всех, кто управляет авиакомпаниями — получить звонок о катастрофе. Мы никогда не сможем от этого оправиться, поскольку в этой катастрофе погибли людей. Это была 100% не наша вина. Я пришел к выводу, что в такой ситуации лучше всего быть открытым и честным, я встретился с каждой семьей, я был там все время и они хорошо это восприняли. Немногие СЕО авиакомпаний так вели себя после катастроф с их воздушными судами.
Безопасность — это марафон, нельзя заранее говорить, что у вас никогда не будет авиакатастроф. Мы стараемся быть как можно лучше, и тратим много сил на постоянное улучшение безопасности полетов. Но правда заключается в том, что никогда нельзя быть уверенным на 100%, что с самолетам ничего не случится.
О споре с Брэнсоном
Брэнсон и Фернандес поспорили, чья команда займет более высокое место в Кубке конструкторов «Формула-1» – Virgin Racing или Lotus Racing (команда Фернандеса). Проигравший должен был стать стюардессой на авиарейсе Перт – Куала-Лумпур. Команда Фернандеса оказалась выше Virgin Racing, и Брэнсону пришлось надеть форму бортпроводницы, сделать макияж и влезть в женские туфли. Бородатый миллиардер в юбке разносил напитки и еду пассажирам, а корчащийся от смеха Фернандес снимал происходящее на видео.
Мы не рассчитывали, что наш спор даст такой потрясающий эффект, равный эффекту рекламной кампании на сотни миллионов долларов. Чтобы провернуть такое, нужны правильные люди и удача. Такой эффект удается далеко не всегда и не все подходят для проведения таких акций.
О маркетинге
Я не очень-то верю в маркетинговые планы, самое важное — ловить правильный момент. Очень важно быстро воплотить идею в жизнь. Обычно люди тратят слишком много времени на принятие решений. Когда у меня только появляется идея, мы в AirAsia сразу воплощаем ее в жизнь. В этом году на авиасалоне Farnborough, (где была аннонсирована сделка по покупке 100 самолетов Airbus компанией AirAsia) я захотел, чтобы Airbus передал нам один из самолетов прямо на авиашоу. Времени было мало, но я просто попросил покрасить самолет в цвета AirAsia. Подрядчик успел, и самолет прилетел прямиком на авиасалон, благодаря чему мы получили широкое освещение этого события в СМИ.
О рекруитинге
Я провожу собеседования очень быстро. Я ищу людей с амбициями, которые устали от прошлой работы, и которым есть что доказать. И в 90% я выбираю правильных людей.
О важности фокуса
Я фокусируюсь только на одной компании — AirAsia. Это мое детище. В этой компании я директор и инвестор. Поэтому основное время я уделяю именно ей. В других компаниях я инвестор, но там есть свой менеджмент, которому я могу давать советы или делиться идеями.
Об ASEAN
Нам необходима свободная экономическая зона и зона свободной торговли. Я большой поклонник ЕС, но думаю, что Великобритания вышла из состава ЕС именно из-за ощущения того, что на ее суверенитет посягатели. Ведь европейцы отличаются друг от друга, и нельзя одинаково относиться ко всем странам. То же самое в Юго-Восточной Азии, только в большей степени. Мы очень разные, но зона свободной торговли это то, что работает. Мы находимся между Индией и Китаем, и, конечно, международным компаниям проще прийти на большой рынок с общими правилами, чем в регион ASEAN, где 10 стран с разными рынками и разными требованиями. Поэтому очень важно создать общий рынок в наших странах с населением 700 млн человек и стандартизировать правила в различных областях, — в той же авиации, например, чтобы пилот, который может работать в одной стране, мог бы работать и в любой другой. Я предпочел бы, чтобы у нас была общая валюта, но в ситуации, когда уровень развития стран так сильно отличается (очень богатый Сингапур и нищий Лаос) этого просто нельзя делать.
Ваш отец настаивал, чтобы вы стали доктором, а вы намеренно завалили экзамены и стали предпринимателем. Как правильно помогать своим детям определиться в жизни?
Позвольте своим детям самим решать, что делать. Мои дети абсолютно не интересуются тем, что делаю я. Дочь уже работает в маркетинге, сын еще учится и хочет путешествовать.
Как родитель я могу им что-то советовать, подкидывать идеи, но я никогда не говорю, что им делать. Работа родителя заключается в том, чтобы позволить своим детям раскрыться настолько, насколько возможно. Но дети сами должны принять решение, чем им заниматься.Позвольте им совершать собственные ошибки. Самое плохое, когда родители хотят чтобы дети прожили их жизнью, и их мечтами, а не своими собственными.
Мой сын еще учится, дочь работает, но я никогда не говорил им, что делать. Я советовал дочери получить высшее образование, но это ее жизнь, я уважаю ее выбор и ее право совершать ошибки.
У AirAsia восемь подразделений, в том числе три дальнемагистральных оператора: AirAsia X, Thai AirAsia X, Indonesia AirAsia X и пять ближнемагистральных операторов: AirAsia Berhad (Malaysia), AirAsia Indonesia, Thai AirAsia, Philippines AirAsia, AirAsia India.
Флот компании, включая заказанные самолеты, состоит из 475 самолетов, в штате трудятся 17 тыс. сотрудников, а оборот компании за 1 квартал 2016 года составил $410 млн.
AirAsia является авиакомпанией с самой низкой стоимостью пассажиро-километров в мире ($0,023 за каждый пассажиро-километр), а для безубыточности рейса достаточно заполнить всего 52% сидений. При этом авиакомпания гарантировала свою 100% потребность в топливе на ближайшие три года. Между полетами экипажу достаточно всего 25 минут для проведения всех операций от высадки до взлета с новым пассажирами, при этом самолеты эксплуатируются в среднем 13 часов в сутки.
Читайте также
Абориген острова Некер. Эксклюзивное интервью с Ричардем Брэнсоном