В 2005 году Арман Гукасян, выпускник московского ВГИКа и французской бизнес-школы, пришел работать в российское представительство швейцарской компании Informap. Корпорация занималась трехмерными геоинформационными системами (3D ГИС) — разработкой подробных интерактивных карт городов на основе спутниковых снимков и аэрофотосъемки. Арман Гукасян работал с основными заказчиками Informap в России и СНГ — земельными службами, региональными госструктурами, МЧС, Росграницей, — пока в 2007 году руководство Informap не решило продать бизнес компании АФК «Система». От одной из топовых должностей в новой организации Арман Гукасян отказался: «У меня был опыт создания бизнеса с нуля, ведь я фактически в одиночку поднял российское отделение, — говорит он. — Было бы глупо не использовать подобный опыт и вновь пойти работать на кого-то».
Еще за несколько лет до поглощения Informap Арман обратил внимание на дефицит сервисов, которые помогали бы инвесторам и чиновникам принимать решение о перспективности вложений в тот или иной девелоперский проект на основе визуализированных данных. Так появилась идея сделать инструмент для создания 3D-моделей, который позволил бы архитекторам и проектировщикам рассказывать о своих идеях на рынке городского планирования. Финансировать спин-офф в Informap не захотели, поэтому в 2007 году Арман ушел создавать собственную компанию, пригласив в нее несколько своих коллег. Меньше чем за год на деньги бизнес-ангела Александра Добровинского (около $100 тыс.) на основе технологий «движков» компьютерных 3D-игр разработчикам удалось создать продукт для быстрой трансформации чертежей архитекторов в 3D-модели объемом не больше 60 мегабайт — это позволяло пересылать их через интернет и использовать в стандартных презентациях.
Изначально Арман Гукасян ориентировался не только на рынок градостроительства, но и на 3D-визуализацию известных туристических объектов. Собственно, и увлечь инвестора своей идеей команда проекта пыталась, демонстрируя 3D-модель Мачу-Пикчу («потерянного города» в Перу). Впоследствии Vizerra взялась за «оцифровку» пятисот достопримечательностей из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — планировалось создать сайт для виртуальных путешествий. Однако этой цели Vizerra не достигла — осилив двадцать 3D-моделей, лишь несколько из которых были оплачены администрациями городов, компания ушла из достаточно консервативного b2g-cегмента. До кризиса 2008 года ее рост обеспечивался за счет постоянного потока заказов от девелоперов — уже тогда благодаря первым серьезным контрактам бизнес вышел на самоокупаемость. С обвалом рынка недвижимости застройщикам стало не до новых технологий, но у Vizerra появились другие клиенты. В конце 2008 года компания победила в тендере оргкомитета Сочи-2014 и стала разрабатывать 3D-модели спортивных объектов, строящихся для Олимпиады, в 2009-м нашла заказчиков в Чехии, а в 2010-м занялась проектом La Sagrera в Барселоне, откликнувшись на предложение испанской компании Dortoka Disseny. По словам Армана Гукасяна, оборот Vizerra в 2010 году составил $2,5 млн («средний чек» составляет $70-80 тыс., а стоимость крупных проектов доходит до $300 тыс.).
В 2011 году Vizerra привлекла более $5 млн от Solway Investment Group (капитализацию компании на тот момент оценили в $20 млн) и открыла торговое представительство в США, поскольку американский рынок компания считает наиболее перспективным. На деньги инвестора Гукасян решил создать продукт для архитекторов, то есть продавать «софт» для моделирования, а не услуги по созданию 3D-моделей. Полгода назад Vizerra запустила коммерческую версию нового продукта Revizto стоимостью $400, на текущий момент его продажи достигают 150 копий в месяц. Каждый год компания планирует выпускать новые версии программы, так что пользователям придется регулярно покупать лицензии, чтобы не отставать от жизни. Арман Гукасян рассчитывает, что со следующего года Revizto будет продаваться и как SaaS-сервис. В структуре доходов Vizerra услуги моделирования пока занимают большую часть (в прошлом году оборот «проектной» части Vizerra составил $5 млн), но в будущем разработка коммерческого ПО может стать основной специализацией компании. Уже сегодня половина сотрудников Vizerra (около 30 человек) занимаются доработкой и продажей Revizto. Основателя компании привлекают и новые ниши: «Технологии 3D-визуализации будут востребованы, например, на рынке e-learning. Кроме того, мы планируем предложить нашу продукцию промышленным корпорациям». Один из потенциальных клиентов, с которым ведутся переговоры, — крупный индустриальный холдинг, который хочет использовать сервис Vizerra при проектировании шахты. Для освоения новых ниш Арман Гукасян планирует в начале будущего года привлечь следующий раунд венчурного финансирования, не уточняя, на какую сумму он рассчитывает. «Мы хотим найти инвестора, который станет для нас не столько источником финансирования, сколько стратегическим партнером, который поможет нам, скажем, выйти на рынки Латинской Америки, а также откроет доступ к индустриальному рынку», — поясняет он.
«Успех Vizerra во многом обусловлен тем, что Арман Гукасян, долгое время проработав в Informap, глубоко изучил проблемы, с которыми сталкиваются архитекторы в процессе взаимодействия с заказчиками. То, что в дальнейшем Vizerra оказывала сервисы по 3D-визуализации, позволило компании получить еще более серьезный опыт и в итоге создать продукт, который оказался действительно нужным рынку, — считает Олег Курчин, партнер Troika Venture Partners. — Учитывая то, что Гукасян изначально строил компанию как международный бизнес, и то, что область применения 3D-моделирования практически безгранична, я уверен, что Vizerra может рассчитывать на покорение многомиллиардных рынков».
Арман Гукасян
В 1998 году окончил продюсерский факультет ВГИК, в 1999 году — факультет менеджмента и маркетинга IFM (Женева, Швейцария). В 2005 году получил степень MBA в Высшей школе бизнеса в Гренобле (Франция). В течение 10 лет работал в крупных швейцарских и американских корпорациях в области продаж, маркетинга и разработки программного обеспечения. В 2008 году основал компанию Vizerra, занимает в ней пост генерального директора.
Текст: Елена Краузова