Сегодня никого не удивляет, что на престижных аукционах торгуются не сами покупатели, а их представители, получающие инструкции по телефону. Идея виртуальных аукционов, казалось бы, лежала на по-верхности с самого начала эпохи интернета — однако реализовал ее американец Пьер Омидьяр лишь в середине 1990-х, создав онлайн-аукцион eBay.
Ответчик за базар
Сегодня одноименная американская компания, ставшая одним из мировых лидеров на рынке электронной коммерции, предоставляет широкий спектр сетевых услуг — от интернет-магазинов и рекламных площадей до торговли билетами и платежной системы PayPal. Но славу и процветание eBay принес тот самый интернет-аукцион. За без малого два десятка лет скромный персональный сайт Пьера Омидьяра трансформировался в многомиллиардный бизнес с филиалами в более чем тридцати странах. И с глобальным охватом покупателей и продавцов.
Началось все 3 сентября 1995 года. В тот день сотрудник консалтинговой компании Echo Bay Technology Group из Сан-Хосе Пьер Омидьяр (этнический иранец, родившийся во Франции) открыл на своем сайте площадку для проведения аукциона в режиме онлайн, назвав ее Auction Web. Любой зашедший на сайт пользователь мог выставить на продажу все, что ему заблагорассудится. Первый же лот, проданный с сайта, навел создателя аукциона на мысль, кажущуюся очевидной: нет таких товаров, которые принципиально «неликвидны», — вопрос только в том, как быстро на них найдется покупатель. А те из продавцов, кто думает иначе, просто пока не нашли своего покупателя.
Кстати, первым лотом была неисправная лазерная указка. Однако и она ушла за $14,83. Будучи человеком честным, создатель онлайн-аукциона послал покупателю электронное письмо, в котором вежливо переспросил, понял ли тот, что указка неисправна. И получил ответ: «А я как раз коллекционирую неисправные лазерные указки».
После чего оставалось только поздравить себя с удачной находкой и зарегистрировать компанию. К концу года на онлайн-аукционе совершались тысячи сделок, а еще спустя год счет пошел на миллионы! К тому времени любительское хобби стало полноценным бизнесом: провайдер Омидьяра намекнул ему, что не справляется с трафиком, и тогда еще просто владелец сайта (а не глава компании) вынужден был сделать свой сервис платным — для продавцов.
В 1997 году компания получила и свое нынешнее имя. Сначала Омидьяр думал назвать ее в честь компании, в которой работал: Echo Bay. Но, как часто бывает, выяснилось, что сайт EchoBay.com уже «застолбила» золотодобывающая компания Echo Bay Mines. Пришлось ограничиться сокращенным eBay.
Торги в разгаре
Поначалу штат новоиспеченной компании состоял из двух человек, включая Омидьяра. Но уже через год у него работали десятки сотрудников, eBay обзавелась собственным топ-менеджером — первым президентом eBay стал Джеффри Скол. Кроме того, в том же 1998 году компания приобрела первого партнера и посредника — компанию Electronic Travel Auction, разработавшую систему онлайн-продаж билетов и прочих туристических продуктов (SmartMarket Technology). И получила на развитие $6,7 млн от венчурной компании Benchmark Capital. К марту 1998-го eBay имела полмиллиона клиентов-пользователей и годовой доход под $5 млн. В следующем году компания акционировалась, и в первый же день торгов ее акции выросли в цене с $18 до $53,5 за штуку. К вечеру того же дня оба руководителя eBay — Омидьяр и Скол — стали миллиардерами.
Компания начала стремительно развиваться, расширяя и ассортимент того, что можно было продать и купить онлайн. Во всяком случае, аукцион eBay вышел далеко за рамки первоначальной «толкучки» для коллекционеров всякой всячины. Происходила и географическая экспансия — в 2002 году компания купила европейский онлайн-аукцион IBazar. И в том же году — за $1,5 млрд компанию PayPal Incorporated, разработавшую одноименную дебетовую электронную платежную систему. За этим последовали покупки десятков интернет-аукционов и рекламных сайтов в разных странах, а также крупных пакетов акций перспективных компаний (таких как Skype, ныне принадлежащая Microsoft). К 2006 году целевая аудитория eBay насчитывала сотни миллионов зарегистрированных пользователей, в штате компании числилось более 15 тыс. сотрудников, а годовая прибыль приблизилась к $8 млрд.
По сути дела, eBay является лишь интернет-платформой, за пользование которой продавцы платят взнос — фиксированный сбор за выставление лота и процент от цены продажи. То есть компания выступает в роли посредника, получающего маржу от одной из сторон сделки — продавцов. Для покупателей аукцион eBay по-прежнему бесплатный.
Продавать можно любые товары и услуги, которые не запрещены к продаже законодательством той страны, где зарегистрирован соответствующий филиал eBay. При этом продавец может воспользоваться одной из трех схем, предлагаемых eBay: собственно аукционная продажа в режиме онлайн (Online Auction), продажа по твердой цене (Fixed Price) и рекламное объявление (Ad Format).
Первая схема предполагает, как и при обычном аукционе, назначаемую продавцом стартовую цену, время начала и окончания торгов, а покупатели делают свои ставки в режиме онлайн, перебивая ставки других участников. Побеждает тот, чья ставка оказывается наивысшей на момент окончания торгов.
Действуя по второй схеме, продавец предлагает купить его лот по заранее указанной цене, которая фиксируется до конца торгов. В этом случае лот достается тому участнику торгов, кто первым выразил готовность заплатить указанную цену.
Наконец, третий вариант позволяет разместить на сайте eBay — в разделе, где размещаются только лоты данного продавца, — бессрочное объявление, ожидая своего покупателя.
Благодаря таким услугам, предоставляемым eBay, как Skype (компания eBay владеет более чем 30-процентным пакетом акций Skype) и PayPal, значительно упрощается процесс заключения и исполнения договора купли-продажи. Кроме того, компания разработала и собственные сервисы. Это eBay Pulse (информация о наиболее популярных поисковых запросах, тенденциях и наиболее часто просматриваемых лотах), eBay Express (традиционный интернет-магазин для потребителей из США), Best of eBay (поиск нетривиальных и уникальных лотов), контент-проекты eBay Community Wiki и eBay Blogs, а также партнерская сеть eBay Partner Network. До последнего времени работал еще один сервис — eBay Matchups, позволявший сопоставлять два разных товара и голосовать за «лучший из них», но в настоящее время сервис «заморожен».
Все на продажу
Ежедневно на онлайн-аукционе меняют владельцев миллионы лотов — от коллекционных экспонатов до бытовой электроники, от мебели до компьютеров, от именных доменов до транспортных средств. На первых порах развития компании никаких ограничений на выставленные лоты не налагалось, однако затем руководству компании пришлось озаботиться созданием «черных списков» — того, что запрещено выставлять на торги.
Некоторые из этих «табу» (всего их около сотни) действуют только на национальных сайтах. Например, в ряде европейских стран вы никогда не сможете продать что-либо, содержащее нацистскую символику, а на арабских — предметы с изображением Магомета.
Другие ограничения более или менее универсальны. Выставлять на торги запрещено алкогольную и табачную продукцию, в том числе коллекционную (за исключением отдельных национальных сайтов — к примеру, на австралийском ebay.co.au спиртное купить можно, но только от «лицензированного» продавца), наркотики, контрафактные диски, огнестрельное оружие и амуницию, «мигалки» и сирены для спецтранспорта, краденые, поддельные или нелегальные документы (паспорта, страховые карты, водительские права, свидетельства о рождении, дипломы, медицинские карты и т.п.), ношеное нижнее белье, человеческие органы или останки (исключая кости и черепа, необходимые для научных исследований), животных (за исключением некоторых), лотерейные билеты и игорные фишки. А также военное снаряжение, обогащенные уран, плутоний и прочие радиоактивные элементы, некоторые материалы сексуального характера (другие должны выставляться исключительно в разделе «Только для взрослых»). Список постоянно расширяется в соответствии с требованиями времени и изменениями в законодательствах конкретных государств.
Ну, а что касается всего остального, не попавшего в «черные списки», то никакой фантазии не хватит, чтобы вообразить, что может стать предметом купли-продажи на eBay. Вот лишь некоторые из непредсказуемых лотов.
В мае 2006-го на аукцион были выставлены развалины каменного форта XIX века в штате Нью-Йорк — и после длившихся почти месяц торгов ушли за $5 тыс. Любопытно, что в итоге победитель все-таки не захотел покупать руины (еще одно отличие электронного аукциона от обычного — можно отказаться от покупки, даже выиграв лот), и они еще несколько раз выставлялись на торги.
Двумя годами раньше был продан американский реактивный истребитель F/A-18 Hornet. Прежний владелец купил ржавую рухлядь на свалке металлолома и самостоятельно реставрировал и починил самолет, доведя его до летных кондиций. Самолет ушел за фиксированные $9 млн (хотя ФБР предупредила продавца, что сделка будет признана законной лишь в том случае, если покупатель будет гражданином США). В 2006-м некий китаец всего за $24 тыс. купил наш МиГ-21, до того находившийся на вооружении чешских ВВС. Правда, продавец не смог обеспечить доставку, и сделка не состоялась.
А в 2005-м всего за 50 пенсов был продан вполне приличный спортивный автомобиль Lotus Esprit. Продала мужнину «тачку» его жена, взбешенная тем, что ее благоверный флиртовал в интернет-чате с какой-то моделью. Ушел завидный лот за рекордное время — 5 минут, причем покупателю было поставлено условие: самовывоз в тот же день. Покупатель, естественно, не возражал. В похожей истории другой англичанин выставил на торги свою жену, приревновав ее к сослуживцу.
А еще на eBay выставляли на аукцион целый остров — последний из необитаемых и находившихся в частном владении клочков суши в составе американских Виргинских островов. И единственный в мире болид McLaren F1 желтого цвета. И известные всему миру гигантские буквы HOLLYWOOD на холме. И сохранившуюся тушу мамонта, пролежавшую в вечной мерзлоте десятки тысяч лет. Старенький Volkswagen Golf, некогда принадлежавший Йозефу Ратцингеру — будущему папе римскому. Чашку, из которой, по уверению продавца, пил сам Элвис. Одно-единственное овсяное «хлопушко» (ушло за фунт стерлингов с «копейками»). Имя для не рожденного отпрыска. Собственный лоб как рекламную площадку под татуированный слоган или логотип.
И даже отслуживший свое британский авианосец водоизмещением 16 тысяч тонн! Но этот лот был снят с торгов после того, как выяснилось, что корабль все еще исправен (даже при снятом вооружении). А значит, подпадает под одно из вышеуказанных «табу» (военная техника).
От смешного — до великого
Калифорнийский городок Бриджвилль с населением 25 человек четырежды выставлялся на аукцион — да только покупателей не нашлось. А некий австралиец из Брисбена попытался было продать… Новую Зеландию! Стартовая цена в 1 австралийский доллар в процессе торгов выросла до 3000 долларов, но тут — к счастью для новозеландцев — торги закрылись. В 2008-м, во время последнего глобального кризиса, кто-то догадался выставить на eBay Исландию. Но продать не смог. Потому что, во-первых, из продаваемого лота продавцы исключили певицу Бьорк, а во-вторых, отказались удовлетворить требование покупателя — включить в стоимость «страховку от извержения вулкана».
Последний пример доказывает, что с чувством юмора у участников торгов на eBay все в порядке. По крайней мере, у покупателей.
А если серьезно, то часто на eBay выставляются и солидные, и эксцентричные лоты, но с целью возвышенной — благотворительной. Это может быть самый обыкновенный предмет, но, к примеру, с автографом знаменитости. Посильную помощь в проведении благотворительных аукционов оказывает и «сообщество друзей eBay» (eBay Community). Так, начиная с 2003 года, когда заработала социальная программа занятости eBay Giving Works, по март прошлого года «сообщество» собрало в помощь этой программе $154 млн.
А знаменитый инвестор Уоррен Баффет ежегодно выставляет на eBay «обед с самим собой» (Power Lunch with Warren Buffett). Победитель, сделавший наибольшую ставку, приглашается на ужин с мультимиллиардером в эксклюзивном нью-йоркском ресторане. Последний по времени лот ушел за $2,6 млн, и все полученные деньги Баффетт направил в один из благотворительных фондов Сан-Франциско.
Вообще «гуманитарная» составляющая в деятельности eBay присутствует с самого начала, когда Пьер Омидьяр определил три базовые ценности, которые должны лежать в основе деятельности его детища: 1) Люди в основном добропорядочны. Конечно, можно ошибиться, если верить им на слово, но это происходит очень редко. 2) Свой вклад может внести каждый. 3) Открытое общение способствует проявлению лучших качеств людей.
Сам основатель компании верит в то, что «креатив, генерируемый миллионами пользователей, дает гораздо больший эффект, чем его (Омидьяра) пребывание в центральном офисе — в раздумьях о том, как решить ту или иную проблему». И еще создателя eBay «больше всего вдохновляет то, что можно открыть для миллионов людей потрясающие возможности рынка, на котором каждый действует в собственных интересах и одновременно делает мир лучше».
Особенно же ценит Пьер Омидьяр слова благодарности от пользователей eBay, который помог им обрести финансовую независимость и дал возможность начать собственный бизнес: «Для меня это намного важнее всех тех денег, которые я заработал благодаря eBay».
eBay
• Основана в 1995 году.
• Штаб-квартира — Сан-Хосе (США).
• Штат (2013 г.) — 33 500 человек.
• Оборот в 2013 году — $16 млрд
Текст и подбор фото: Владимир Гаков
Мнения читателей
Евгений Георгиевич
Уважаю!