Продукцию российской мебельной компании Beni не встретишь в магазине, а ее торговая марка практически неизвестна на рынке. Но это не мешает ей быть «скрытым чемпионом» в своей узкой нише: производство мебели на заказ для кафе, ресторанов и гостиниц. На этом рынке компания работает уже пятнадцать лет и за это время сумела заработать хорошую репутацию и завоевать лояльность известных рестораторов. «Секретная формула» основателя компании Андрея Юрченко такова: брать за основу европейский дизайн и на его основе создавать мебель с усиленным каркасом, отличающуюся повышенной износоустойчивостью.
Однажды Андрей Юрченко увидел, как рабочий виртуозно собирает диван, и моментально решил, что именно этому хочет посвятить всю свою жизнь. По крайней мере, так звучит история в его изложении. Чтобы изучить сборку от начала до конца, он устроился работать на мебельную фабрику в подмосковном Одинцово. Опыта у Юрченко не было, поэтому его взяли лишь грузчиком, но столь низкий старт не стал препятствием для стремительного взлета его карьеры. Уже через неделю он был допущен к изготовлению мебели: сначала делал каркасы, потом стал обивщиком. «Я решил набить руку, — поясняет Юрченко. — Не хотелось начинать собственный бизнес, толком в нем не разобравшись». Через год на производстве начался спад, и Андрей стал параллельно заниматься ремонтом и перетяжкой мебели. Весной 1998 года, после двух лет работы по найму, он предложил своему начальнику разработать новую модель мебели, чтобы компенсировать весеннее падение спроса. На вопрос, кто ее разработает, Юрченко с гордостью указал на себя. Выбрав наугад из каталога дорогой комплект из дивана и двух кресел за $15 тыс., он за три дня создал точный аналог. «Мы повезли его на мебельный рынок в Ново-Переделкино. Подъехал клиент на BMW, увидел нашу мебель: «О, у моего друга такой же диван! Сколько стоит?» Продали за $400», — вспоминает Андрей. Так начался новый этап в его карьере. Поверив в собственные силы, он в том же году ушел с фабрики, снял помещение в Одинцово и начал реставрировать мебель. «Денег на старте у меня не было — только инструмент. Не было и уверенности в успехе. Я просто хотел работать, поэтому вкладывал в бизнес все силы и все деньги, которые стал получать. И до сих пор так работаю», — признается Юрченко.
«Нет такой мебели, которую я не мог бы сделать, собрать, отреставрировать, — без ложной скромности говорит предприниматель. — Я видел, из чего сделана итальянская или американская мебель, какое у нее посредственное качество и за какие бешеные деньги она продавалась здесь». Для привлечения клиентов Юрченко разместил информацию о своей мастерской в газете бесплатных объявлений. Вскоре с ним связались краснодеревщики и показали фотографию кресла, которое нужно было изготовить. Опасаясь упустить заказ, Юрченко назвал смешную цену — $250. Потом выяснилось, что кресло предназначалось для Михаила Касьянова, в то время занимавшего должность премьер-министра. «Я понял, что раз смог сделать кресло для премьер-министра, то бояться больше нечего: мне все по силам. Фотография того кресла до сих пор у нас на визитках», — говорит Юрченко.
Одним из первых постоянных клиентов реставрационной мастерской стал известный в 1990-х годах краснодеревщик Александр Эрман, который как-то раз попросил Юрченко обить стулья для своего ресторана. «Мой арендодатель дружил с Эрманом, он увидел, чем я занимаюсь, и предложил выполнить несколько заказов для него», — вспоминает предприниматель. База клиентов постепенно росла, и в 2002 году Юрченко перенес производство в соседний городок Голицыно, где оборудовал цех площадью 1000 кв. м. Там и поныне производится мебель Beni.
«Я никогда не относился к своему делу исключительно как к способу заработка, — утверждает Юрченко. — Для меня любимое дело и деньги — вещи несопоставимые. Если делаешь свою работу хорошо, то деньги придут. У меня есть любимое занятие, которое приносит деньги. Но цели заработать миллиарды не было и нет. Мне нравится что-то создавать, а не покупать-продавать. Хочу создать семейную мастерскую, которая просуществовала бы несколько веков, как в Австрии, Голландии, Франции, где таких семейных мастерских много. У нас этого пока нет».
В 2003 году Юрченко познакомился с Александром Голяковым, который в то время торговал автомобилями, но искал новые возможности для карьерного роста. «Он помог мне решить проблему с одним заказом, после этого мы подружились и стали партнерами по бизнесу», — говорит Юрченко. Партнеры объединили активы, и у компании Beni появился большой шоу-рум в Москве, что естественным образом привело к увеличению потока клиентов. С тех пор распределение обязанностей не менялось: Голяков отвечает за продажи, Юрченко — за производство.
Производство на заказ — самый сложный сегмент мебельного рынка, работать в нем осмеливаются немногие, поэтому Юрченко не боится финансовых кризисов: он уверен, что спрос на его продукцию будет всегда. В этом году он наконец добился того, о чем давно мечтал: расширил ассортимент таким образом, чтобы клиенты могли купить в одном месте все — от столешниц и стульев до стеновых панелей, радиаторных решеток, текстиля и даже наружных вывесок. Но основой специализации компании остаются столярные работы и производство мягкой мебели. Только в Москве мебелью Beni обставлено уже около четырехсот баров и ресторанов. Быстро растут продажи и в регионах, которые стремятся не отстать от столицы. По данным Intesco Reaserch Group, в 2012 году объем российского рынка общественного питания вырос на 10% и составил более 1 трлн рублей. К 2016 году прогнозируется рост до 1,5 трлн рублей. Логично предположить, что от этой динамики выиграют и поставщики, работающие с предприятиями общепита.
«Когда мы начали сотрудничать с «Шоколадницей», нас попросили отреставрировать всю мебель, — рассказывает Юрченко. — Я разобрал один диван и увидел, что реставрировать там нечего: четыре ножки, поролон и ДСП. Такое качество не подходит для ресторана или кафе. Нужно было делать новый каркас, о чем я сразу же сказал клиенту». С тех пор Beni обставила мебелью 60 точек «Шоколадницы», и ни одному предмету пока не потребовалась реставрация.
Производственный цикл Beni — от приема заказа до отгрузки готовой мебели — занимает полтора-два месяца. Чтобы справляться с заказами, Юрченко расширил площадь своей фабрики до 4500 кв. м, большая часть из которых приходится на склады, столярные и малярные цеха. В ближайших планах — модернизация производства: вместо устаревших станков будут установлены роботизированные, которые позволят компании выпускать по 200 стульев в день. Сейчас на производстве занято 120 человек, которые способны выполнить за квартал до сорока типичных заказов от ресторанов. Закупать больше станков и нанимать больше людей Юрченко не хочет: он боится, что существенный рост числа заказов неизбежно повысит процент брака.
Предприниматель рассчитывает, что с новым оборудованием сможет выполнить заказ от ресторана площадью 300 кв. м за две недели вместо сегодняшних шести. Такой ресторан обычно рассчитан на восемьдесят посадочных мест, и стоимость заказа варьируется от 2 млн до 6 млн рублей в зависимости от выбранных моделей мебели. Например, цена на диван в сегменте премиум (в котором работает Beni) составляет 30-40 тыс. рублей, а в более дорогом, люксовом, — от ста тысяч. Модернизация производства также призвана помочь компании закрепиться в новом сегменте, в который она вышла недавно, — производство мебели для гостиниц.
То ли пытаясь подчеркнуть преимущества своей компании, то ли искренне Юрченко считает, что на Западе не умеют делать мебель для предприятий общепита. Вся импортная продукция не соответствует его личным нормативам качества. «Разбираешь любую модель и видишь, что каркас не предназначен для ресторана. Скажем, стул, который состоит из двух частей, по определению ненадежен. В ресторанах большая проходимость, поэтому каркас должен быть усиленным. Например, я переделывал мебель в ресторане Аркадия Новикова на Воздвиженке. Там у стульев была неправильно сделана задняя ножка, а у спинки был слишком большой рычаг: надавишь посильнее — и стул просто «лопался». Таких нюансов много, и многие владельцы кафе и ресторанов в них не разбираются. К нам приезжал один ресторатор, у которого вес под 180 кг. Он мне говорит: хочу прыгнуть на подлокотник дивана. Я разрешил. Поспорили, что не сломается. Он со всего маху сиганул, ничего не сломалось. Он не мог поверить своим глазам. На таких пари я мог бы отдельно зарабатывать», — смеется предприниматель.
Хотя западное качество сборки мебели Юрченко не устраивает, он отдает должное европейскому дизайну: «Мы берем оттуда идеи и делаем в понравившейся модели шесть изменений, не очевидных для непрофессионала. Я специально ездил по Европе, смотрел, какие там рестораны. Готовят вкусно, но сидеть неудобно». Владелец Beni считает свое производство конкурентоспособным на глобальном рынке: «В Турции, Голландии, Франции делают мебель для всего мира. Почему бы не делать ее и в России?» Правда, Юрченко признает, что для покорения мира одного высокого качества недостаточно — нужен еще и брэнд. Сотрудничество с Аркадием Новиковым и другими именитыми рестораторами, вероятно, поднимает престиж Beni в глазах их российских коллег, но завоевывать мировую славу компании придется другими методами.
Андрей Юрченко
В бизнесе с 1998 года. Начинал как частный реставратор и производитель мебели. В 2002 году основал компанию Beni, специализирующуюся на производстве мебели для ресторанов, кафе, баров и гостиниц. Среди клиентов компании – Ginza Project, Starbucks, заведения Аркадия Новикова, сеть ресторанов Ceretto, Beef&Reef, архитектурное бюро «АрхПойнт», клубы «Империя», Fabrique и «Сохо», сеть кинотеатров «5 звезд» и др. География продаж: Москва, Санкт-Петербург, Тверь, Новосибирск, Тула, Пермь, Рязань, Самара, Челябинск, Волгоград, Сочи, Краснодар, Ростов-на-Дону, Новокузнецк, Нижний Новгород, Иркутск, Чита, Адлер.
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Ефремова