Егор Руди создал сайт для поиска частных преподавателей «Ваш репетитор» — преподаватели тратят меньше усилий на поиск учеников, а ученики могут выбрать репетитора из базы в 110 тысяч человек. Eruditor Group берет свой процент за то, что дает им возможность найти друг друга на просторах интернета. Когда эта бизнес-модель доказала свою состоятельность, предприниматель стал развивать ту же модель для поиска докторов, парикмахеров, автоинструкторов и других частных специалистов, но «Ваш репетитор» пока остается самой резвой лошадкой в упряжке.
На пятом курсе МФТИ Егор Руди решил, что после факультета общей и прикладной физики в науку не пойдет, а начнет собственный бизнес. В университете он слушал лекции «Центра корпоративного предпринимательства», основанного одним из организаторов Московской товарной биржи и известным банковским управляющим Юрием Милюковым. На занятиях о предпринимательстве рассказывали как о точной науке, а о развитии стартапов — как о предмете математического моделирования, так что Руди заранее приготовился к тому, что свой бизнес не сулит быстрого и легкого обогащения.
После окончания института Егор работал в компании UnitSpace, продвигавшей системы управления контентом в интернете для малого и среднего бизнеса. Позднее с одним из партнеров UnitSpace он основал агентство интернет-рекламы AdValue. Когда выяснилось, что клиентам необходимы услуги поисковой оптимизации сайтов, Руди позвал в бизнес своего бывшего однокурсника Сергея Кузнецова, который быстро разобрался в технологиях SEO-продвижения и буквально за месяц вывел сайты клиентов AdValue (среди которых были, в частности, «Спортмастер» и Coral Travel) в «топы» результатов поисковых запросов.
В 2006 году Кузнецов предложил Руди сделать сайт для поиска услуг репетиторов. Егор идею поддержал, но на быстрый взлет партнеры явно не рассчитывали — дело ограничилось тем, что Егор и Сергей сами зарегистрировались на портале как репетиторы (изредка они давали уроки математики и физики школьникам), а также шутки ради создали аккаунт своей кошке. До развития сервиса руки не доходили — сначала у Егора был конфликт с другим совладельцем AdValue по поводу долей в бизнесе, а затем он принял приглашение российского офиса IBM поработать менеджером по продажам в департаменте программного обеспечения.
В это время Сергей Кузнецов переехал в Петрозаводск и в свободное время развивал сайт, который в 2007 году стал называться «Ваш репетитор». Хотя основатели не вкладывали деньги в продвижение портала, число регистраций на нем росло, как росла и популярность сервиса среди учеников. В конце 2008 года Сергей вернулся в Москву, и партнеры решили монетизировать сервис по транзакционной модели — удерживать процент от стоимости первого занятия репетитора. «Тогда мы еще не знали, что созданный нами сайт — двусторонний рынок, и действовали по законам бытовой логики, — вспоминает Егор Руди. — Было ясно, что есть репетиторы, которые не умеют себя продавать и не знают, где найти учеников, — и есть люди, которым нужны учителя для индивидуальных занятий. Мы решили предложить учителям вместо того, чтобы расклеивать объявления на столбах, воспользоваться нашими услугами и поделиться с нами малой частью своей прибыли».
Понимая, что одним лишь цифровым маркетингом привлечь на сайт преподавателей будет трудно, основатели напечатали листовки и раздавали их студентам у проходных московских вузов (репетиторство — традиционная подработка для старшекурсников). Конкуренты на тот момент были представлены бесплатными, но неуклюжими и часто никем не модерируемыми электронными досками объявлений, где учителя и ученики откликались на запросы друг друга. В офлайне же специализированные репетиторские агентства удерживали 50-70% всего дохода преподавателя. В отличие от досок, «Ваш репетитор» не позволял учителям свободно обмениваться контактами с учениками через сайт, так что мог потребовать свою долю от первой транзакции — сейчас это 20%. А вот претендовать на процент от гонорара преподавателя на постоянной основе никакого смысла не было, поскольку сервис физически не мог регулировать отношения учителя с учеником.
Сейчас на сайте зарегистрировано 110 тыс. преподавателей, каждый из которых прошел собеседование и предоставил сканы документов, подтверждающих квалификацию (они публикуются на сайте). По словам Руди, в процессе подбора преподавателей администраторы портала выясняют индивидуальные потребности каждого ученика, оставившего заявку. Если же ученик выбирает репетитора сам, просматривая профайлы, то система ранжирует предложения на основании оценок других клиентов.
В 2010 году Игорь Рябенький, у которого Егор работал в UnitSpace, согласился вложить в растущий проект $600 тыс. «Мы не вкладывали собственных денег в стартап, развивались органически, — говорит Егор Руди. — Пока не получили первую прибыль, все делали сами или привлекали подрядчиков за процент с продаж». С чужими деньгами основатели не соблюдали столь строгую дисциплину. Часть денег Рябенького пошла на создание в Подмосковье детского лагеря «Страна Оз», который в первый год принес убыток более $100 тыс. Правда, за следующие два года дела наладились: лагерь принимает 400 детей за лето и вышел на прибыльность.
Решив, что рынок репетиторства слишком узок, Егор и Сергей принялись штамповать сайты по модели «Вашего репетитора» для других категорий частных специалистов. В 2008 году они запустили проект «Дух спорта», с помощью которого спортивные тренеры могут найти себе клиентов. В 2010-м появился сервис «Крэйс-Мастерс», агрегирующий предложения парикмахеров, стилистов, мастеров маникюра и т.д. Позднее портфель Eruditor Group пополнился проектами «Ваш автоинструктор», «Мастер дел» (услуги ремонта), «Инфодоктор» (подбор врача и онлайн-запись на прием) и т.д. «Средний чек» для профессионалов «Вашего репетитора» — 1 тыс. рублей, и только про этот проект известно, что он прибыльный. По словам Руди, с момента основания компании до конца 2012 года объем заказов превысил $200 млн.
Eruditor Group до недавнего времени являлся резидентом московского технопарка «Строгино», где Егор постоянно сталкивался с руководителями других интернет-стартапов. Именно там он познакомился с Айнуром Абдулнасыровым, основателем проекта LinguaLeo (см. «СБ» № 08(114), сентябрь 2012). Руди и Рябенький совместно вложили в LinguaLeo $200 тыс. Впоследствии Егор Руди предоставил «ангельские» инвестиции еще двум стартапам — Foodik (сервис доставки еды из ресторанов) и Printio (сайт для заказа футболок и прочих предметов с принтами).
В начале 2012 года Foodik привлек внимание венчурного фонда Intel Capital. Один из топ-менеджеров фонда попросил у Егора помощи в оценке инвестиционной привлекательности проекта, но в процессе общения расспросил и о модели Eruditor Group, после чего пришел к выводу, что лучше вложиться в последнюю. «Мы не искали деньги для нашего бизнеса, а хотели масштабировать его за счет собственной прибыли, — утверждает Руди. — Но после того разговора я понял, что для быстрого роста нашей компании необходимы инвестиции». Аппетит пришел во время еды — и помимо Intel Capital основатели Eruditor Group решили привлечь инвестиции и от фонда Runa Capital. Официально о сделке на $4 млн было объявлено в октябре 2012 года. В августе 2013 года было анонсировано привлечение еще $12 млн от Intel Capital, Frontier Ventures и Runa Capital.
Большую часть полученных инвестиций компания направила на разработку новых пользовательских интерфейсов и на усиление команды. На данный момент в проектах Eruditor Group задействовано более 400 человек, большая часть работает удаленно. Оставшиеся деньги планируется потратить на дальнейшее масштабирование и выход на рынки СНГ. Потенциальную аудиторию сервисов на новых рынках Егор Руди оценивает в 300 млн пользователей. Свою «ангельскую» активность Егор временно приостановил. «Пока мы не построим компанию своей мечты, я, скорее всего, не буду инвестировать — несмотря на то что все мои вложения показали огромную доходность», — говорит он.
Егор Руди
В 2004 году окончил факультет общей и прикладной физики МФТИ. В 2006 году присоединился к Сергею Кузнецову в работе над проектом «Ваш репетитор». Параллельно с 2006-го по 2009 год занимал должность менеджера по продажам в департаменте программного обеспечения корпорации IBM. В 2009 году основал Eruditor Group в партнерстве с Сергеем Кузнецовым. В 2011-2012 годах инвестировал в проекты LinguaLeo, Foodik, Printio.ru, провел сделку слияния-поглощения с Treda.ru.
Текст: Елена Краузова