Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании Gazelles Inc.
vharnish@gazelles.com
Сегодня, когда компании сталкиваются с новыми конкурентами по всему миру, может показаться, что стратегическая сессия в спокойной атмосфере — непозволительная трата времени. Но пример Цукерберга показывает: установить четкое направление и убедиться, что сотрудники знают, в каком направлении нужно двигаться, особенно важно для поддержания конкурентных преимуществ компании в нынешних условиях. За спиной осталась первая половина 2012 года. Знает ли ваша команда ключевые приоритеты на следующие шесть месяцев? Своим клиентам я рекомендую не распыляться при формулировании приоритетов. Выберите одну вещь, которая окажет наибольшее влияние на компанию, и сфокусируйтесь на ней. Прислушайтесь к совету Эли Голдратта, автора книги «Цель» и создателя теории ограничений: выявите слабое звено или узкое место в вашей отрасли, компании или даже в себе самом — и ищите способы исправить этот изъян.
Между прочим, ограниченный выбор делает вас более свободным: ведь вам необходимо сделать только одну значительную вещь. Если вам это удастся, многие другие элементы вашего бизнеса наладятся практически «автоматом». Сужение фокуса освободит вас для великих свершений, а готовность обращаться за помощью к множеству людей ради достижения цели усилит ваш успех. Поиск правильных людей был главной задачей CEO на протяжении последнего столетия. Сегодня лидерам все так же нужно нанимать самых лучших сотрудников в свою компанию. Но вы ведь хотите видеть на своей стороне миллионы других умов? Ценность Facebook создают не сотрудники, а мы с вами: добровольцы, генерирующие контент на сайте. Никому из нас не заплатили за это ни копейки — а Цукерберг заработал целое состояние.
Как вы можете привлечь миллионы волонтеров? Этот вопрос должен стать ключевым на вашей следующей стратегической сессии. Сегодня такая простая вещь, как съемка недорогого смешного видео, может принести миллионы, если сработает вирусный эффект. Майкл Дурин познал это на своем опыте, когда его видео Dollar Shave Club набрало 4 млн. просмотров на YouTube. Подумайте, чем вы можете вдохновить своих клиентов, чтобы добиться от них активной поддержки.
Среди компаний, которые регулярно проводят стратегические сессии, — QuEST, глобальный игрок на рынке проектного аутсорсинга. COO QuEST Аджай Прабу всегда считал стратегию высшим приоритетом. Поэтому компания, основанная в 1997 году, сегодня имеет около 3500 сотрудников, оборот около $180 млн. и рост продаж примерно на 35% в год. С самого начала у QuEST была четкая миссия: добиться расположения крупнейших заказчиков из авиакосмической и других отраслей, соперничая с существующими подрядчиками. Дважды в год компания собирает в одном месте ключевых руководителей по продажам и проектированию, а также других важных участников процесса. «Мы проводим три или четыре дня, интенсивно обдумывая и обсуждая, что нам предстоит сделать в следующие шесть месяцев, — говорит Прабу. — Люди фокусируются на постановке целей — каких клиентов они будут стараться заполучить в ближайшие шесть месяцев — и оценивают успехи в текущих проектах. Это помогает нам выработать единую картину мира».
Текст: Верн Харниш
Перевод: Ирина Сергеева