История Александра Никифорова, сооснователя инжиниринговой компании Engex, как будто призвана переубедить скептиков, ставящих под сомнение ценность бизнес-образования. В 2008 году средний контракт его бюро был на уровне 500 тыс. рублей — совсем небольшие деньги для отрасли. После учебы в бизнес-школе Никифоров занялся перестройкой компании. Несмотря на обострившуюся с наступлением кризиса конкуренцию, он нацелился на крупные проекты и молодую нишу «зеленого» строительства. За последние четыре года компания выросла в 3,5 раза, и сейчас ее оборот составляет более 100 млн рублей.
Как правило, девелоперы и инжениринговые проектные компании сами занимаются проектированием инженерных систем зданий и инфраструктуры (от отопления и вентиляции до сигнализации) под свои проекты. Для компании Engex проектирование «начинки» здания — основной вид деятельности. Александр Никифоров объясняет, что его бюро до начала детального проектирования создает компьютерную модель здания и сразу рассчитывает не только стоимость строительства, но и расходы на эксплуатацию сооружения. «В большинстве случаев проектировщик сам разрабатывает техническое задание и о конечной стоимости решений заказчик узнает только тогда, когда уже необходимо закупать оборудование. При этом проект уже запущен, времени на внесение изменений в документацию нет, и девелоперы пытаются удешевить здание в процессе строительства», — говорит Александр. За образец для своего бизнеса он взял западные международные бюро. «Мы оцениваем стоимость всего жизненного цикла здания. Бюджет на строительство составляет не более трети, а 70% затрат приходится на эксплуатацию объекта. Экономия на строительстве приводит к удорожанию эксплуатации здания, а выбор энергосберегающих материалов и технологий хоть и увеличивает сметную стоимость на несколько процентов, зато позволяет выиграть в долгосрочной перспективе», — объясняет Никифоров.
Такой подход используется при строительстве так называемых «зеленых» (т.е. более экологичных по сравнению с обычными) зданий. В России таких пока строят мало — всего полсотни объектов за последние пять лет, причем почти все они сосредоточены в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В портфеле Engex есть несколько удачных проектов, в том числе бизнес-центр «Никольская Плаза» в центре Москвы, пятизвездочный отель Kempinski на Лубянке, элитный жилой комплекс Barkli Park — как видим, речь идет вовсе не о рядовых объектах. Покуда массового спроса на «зеленые» проекты в России пока нет, компания берется и за другие, частично используя для них «зеленые» решения. «Мы стараемся убедить заказчика, рассказываем о новых подходах. Все чаще встречаем девелоперов, которые чувствуют, куда движется рынок. В основном применять такой подход — это значит сегодня строить здания, которые будут покупать завтра или послезавтра», — говорить Никифоров.
Приоритет «зеленому» строительству и предпроектной проработке объектов предприниматель начал отдавать в 2009 году, в разгар кризиса, который особенно больно ударил по строительной отрасли.
Никифоров начинал как фрилансер-чертежник — помогал своей маме Галине Шевелевой, будущей совладелице Engex, которая работала в крупном государственном проектном институте. Со временем они решили превратить подработку в бизнес и в 2000 году зарегистрировали компанию, получив лицензию на ведение проектной деятельности. Заказчиками были в основном магазины и банки.
К 2003 году бизнес вырос настолько, что Никифоров смог нанять нескольких инженеров. К 2008 году у компании уже было несколько крупных заказов, в том числе от «Вымпелкома» и «Транснефти», но в основном она работала над небольшими проектами. Никифоров, поступивший к этому времени в Высшую школу бизнеса МГУ, решил сфокусироваться на комплексном подходе к инженерному проектированию, коммерческой недвижимости, отелях, жилых комплексах и отказаться от проектов стоимостью до 5 млн рублей и площадью до 10 тыс. кв. м. Исключение было сделано только для проектов, где нужны сложные инженерные решения, в том числе для музеев или храмов (например, Армянский храмовый комплекс в Москве). «Первое время было очень сложно, потому что маленькие проекты хоть и не давали большого профессионального роста, но позволяли держаться на плаву, а на выполнение крупных заказов уходило несколько месяцев, и оплату за них приходилось ждать долго», — вспоминает Никифоров.
Стратегия оправдала себя: несмотря на кризис, компания вступила в фазу быстрого роста. В 2010 году в штате Engex было 30 человек, а сейчас уже более 50. Оборот с 2008 года вырос в 3,5 раза и уже превысил 100 млн рублей. Причем один крупный проект принес компании 50 млн рублей. «Эффективность повысилась, потому что мы перестали распыляться, — уверен Никифоров. — Раньше у нас не было ни главных инженеров, ни ни современных компьютерных систем, ни инструментов планирования и управления процессом проектирования. Сейчас мы совершенствуем свою методологию проектирования, разрабатываем и внедряем внутренние стандарты, благодаря которым можем ясно понять, чем должен заниматься каждый сотрудник в данный момент».
Объем всего рынка проектирования в Москве и Подмосковье, по оценке Никифорова, превышает $1,5 млрд. «Примерно 30-40% от этой суммы занимает инженерное проектирование. В свою очередь, половину этих средств осваивают комплексные архитектурно-проектные институты, но их доля снижается. Еще примерно четверть рынка контролируют подрядные организации, которые получают объемы работ «под ключ» и заодно выполняют проектирование. Оставшиеся $250-350 млн достаются частным инженерным бюро», — говорит Никифоров. Если его расчеты верны, то Engex занимает около 1% своей ниши.
Основными конкурентами Никифоров считает зарубежные проектные бюро, которые задают высокую планку. При этом компании часто работают в связке: зарубежные специалисты разрабатывают концепцию, а дальнейшим проектированием занимаются уже россияне. По такой схеме проектировался железнодорожный вокзал в Адлере — концепцию разработала немецкая компания, а Engex осуществляла инженерное проектирование, по ходу обучаясь у более опытных зарубежных коллег.
Александр Никифоров
В 2008 году окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), в 2011-м — программу MBA по специальности «Стратегическое управление» в Высшей школе бизнеса МГУ, в 2013-м — Открытый университет Сколково. Основатель и совладелец компании Engex и лаборатории инженерных инноваций Engex Lab (резидент фонда «Сколково»). В 2012 году стал победителем конкурса «Молодой предприниматель России» в номинации «инновационный бизнес».
Текст: Александра Латышева