«Вчера наш клиент смог улететь из Майами в Тампу за $140, в его распоряжении был целый самолет. Конечно, такие цены редко встречаются, но из Лос-Анджелеса в Лас-Вегас у нас бывает несколько предложений в неделю за $500», — говорит Сергей Петроссов, основатель американской компании JetSmarter, которая позволяет через мобильное приложение воспользоваться услугами частной авиации. Фантастически дешевые перелеты на бизнес-джетах, по словам Петроссова, возможны благодаря так называемым empty legs — порожним перелетам из одного аэропорта в другой, которые самолеты совершают вынужденно.
Семья Сергея Петроссова иммигрировала в США, когда ему было четыре года. Читать и писать по-русски он научился в американском университете, специально записавшись на языковой курс. А вот все разработчики JetSmarter находятся в Москве, куда Сергей прилетает в среднем раз в месяц. Сформировалась эта команда в конце «нулевых», когда Петроссов запустил свой первый стартап — сервис онлайн-консультаций LiveContact — и привлек к работе российских программистов. В 2009 году этот стартап был продан, и та же команда под руководством Сергея приступила к работе над вторым, который делался по заказу госорганов и получил длинное название «Федеральная система дистанционного образования». В 2012 году этот проект был передан по лицензии государству, после чего Петроссов и его разработчики вновь оказались свободны и стали искать идею для очередного стартапа. В этот момент в США стремительно росла популярность мобильного сервиса Uber, позволяющего быстро забронировать частный автомобиль с водителем для поездки. Петроссов вспомнил про свои контакты в бизнес-авиации и подумал: почему бы не сделать «Uber для самолетов»? Мобильное приложение вышло в марте 2013 года.
В традиционной схеме между операторами бизнес-джетов и заказчиками стоят брокеры. Сергей Петроссов считает такие отношения архаичными и видит задачу JetSmarter в том, чтобы устранить посредника и предоставить потенциальному клиенту «живую» информацию о доступности бортов для бронирования, которая поступает напрямую из авиакомпаний. «Рассчитывать доступность в реальном времени — очень сложная задача, — говорит предприниматель. — С регулярными рейсами все обстоит гораздо проще, поскольку все самолеты летают по расписанию. В нашем случае все летают куда захотят и когда захотят. Поэтому в нашем алгоритме учитывается множество факторов. Например, мы знаем, что самолет должен быть в определенный день и время в конкретном аэропорту, потому что его уже кто-то забронировал. Но пилоты не имеют права работать более 12 часов подряд без отдыха, и, соответственно, мы должны знать, когда у них началась смена, чтобы определить доступность самолета». В базе JetSmarter сейчас собирается информация о передвижении 3000 частных самолетов.
Петроссов уверяет, что бизнес-авиация — крайне неэффективная отрасль, поскольку около 35% рейсов самолеты совершают порожняком (те самые empty legs). «Почему? Потому что они должны прибыть в нужную точку, где им предстоит забрать пассажира. Иногда такой перелет длится полчаса или час, а иногда — до десяти часов. Таких маршрутов ежемесячно совершаются десятки тысяч. Empty legs продаются гораздо дешевле, такие цены позволяют приобщиться к бизнес-авиации новой категории клиентов — тем, кто вообще не думал, что это для них доступно».
«Потерянный» на порожних перелетах оборот частных авиаперевозчиков Петроссов оценивает в $6 млрд, «причем это оценка не по полной стоимости, а с глубоким дисконтом. Со временем может появиться новая эффективная бизнес-модель, когда мы будем продавать не борт целиком, а отдельные места, объединяя людей на определенных направлениях. Цена будет сопоставима с бизнес-классом на регулярных рейсах, а для владельцев частных самолетов это может стать отдельным прибыльным направлением бизнеса. То есть предложение на рынке вырастет, выгодные предложения уже не будут зависеть от empty legs».
Сейчас в США примерно 150 тыс. человек летают частными самолетами (это половина мирового рынка бизнес-авиации) против 10-15 млн тех, кто периодически летает первым или бизнес-классом на регулярных рейсах. Все они, по прогнозу Петроссова, потенциально могут стать клиентами JetSmarter. Какие преимущества они получат? «Частный самолет — это не только роскошь, но и экономия времени. Не нужно заранее приезжать в аэропорт, томиться в очередях, проходить бесконечные проверки безопасности».
Сергей отмечает, что в таком специфичном бизнесе невозможно все автоматизировать, и такой задачи перед командой JetSmarter он не ставит: «Я бы называл это не автоматизацией, а оптимизацией всех процессов. Мы сохраняем живой человеческий контакт с клиентом — но не по телефону, как до сих пор работают авиаброкеры, а через наше приложение. У нас в головном офисе сидят специалисты, которые в реальном времени консультируют клиентов. Причем это не аналог колл-центра, где сотрудники общаются с клиентами по заранее прописанным сценариям, а поддержка от настоящих экспертов, хорошо знающих рынок бизнес-авиации».
Доходы JetSmarter формируются главным образом из комиссионных, которые составляют 10-30% от стоимости аренды самолетов (самые высокие комиссионные компания берет при бронировании empty legs). Дополнительный источник прибыли — программа членства для часто летающих клиентов стоимостью $7 тыс. в год. Участники программы летают по оптовым тарифам (JetSmarter уменьшает цену на величину своей комиссии).
В 2015 году компания намеревается открыть офисы в Лондоне и Дубае, однако приоритетным для JetSmarter остается рынок США. Петроссов говорит, что рынок Западной Европы гораздо слабее американского (примерно в десять раз), вдобавок к чужакам на нем относятся с предубеждением. Российский же рынок — не внутренние перелеты, а рейсы, связывающие Москву с зарубежьем, — ему видится более интересным, но у русских другая проблема: нет доверия к технологии, не «дозрели» бронировать самолет посредством приложения.
С чем у Петроссова нет проблем, так это с инвестициями. По его словам, с инвесторами ему просто общаться по той причине, что они являются клиентами бизнес-авиации и интересуются новыми технологиями. Поэтому нужные контакты завязываются сами собой, и Сергей, на ранней стадии финансировавший проект из своего кармана, смог привлечь инвестиции, которые измеряются «восьмизначной цифрой» (т.е. не менее $10 млн), даже не общаясь с представителями венчурных фондов — все деньги поступили от частных лиц, имена которых пока не раскрываются.
JetSmarter
Компания основана Сергеем Петроссовым в ноябре 2012 года, базируется во Флориде (США). В головном офисе работает 26 человек. Центр разработки находится в Москве (штат — 14 человек).
Текст: Артем Пащук