Московский рынок аренды автомобилей переполнен предложением, но предпринимателя Романа Ильканаева это не испугало. Он доказал, что свежие идеи и современные технологии способны дать новичку преимущество в традиционной отрасли. Благодаря мобильному приложению любую машину автопарка компании Anytime можно моментально забронировать, а после поездки — оставить на первой попавшейся бесплатной стоянке и забыть о ней навсегда.
Реализуя проект Anytime, Роман Ильканаев взял за основу идею каршеринга (carsharing — совместное использование автомобиля, разновидность краткосрочной аренды), которую подсмотрел в Европе, но с точки зрения технологий зашел несколько дальше западных аналогов. Это не первый бизнес Романа, он владелец компании, поставляющей на европейские и российский рынки продукты питания крупным оптом. В Вене, где до недавнего времени жила семья бизнесмена, Ильканаев впервые увидел, как работает каршеринг, — на его глазах человек подошел к ярко раскрашенному авто, приложил карточку к дверце, сел и поехал. Тогда предприниматель обратил внимание на множество подобных машин, колесящих по всему городу. Старший сын объяснил ему суть услуги. Недолго думая Ильканаев решил запустить аналогичный сервис в Москве. Финансовым инвестором проекта стал его партнер Салим Якубов, супруге которого Сабине досталось 95% в созданном ООО «Ситикар». Сын Ильканаева Леви, вовремя просветивший отца, получил 5%. Сам Ильканаев передал свой торговый бизнес в управление наемному менеджеру и занялся запуском Anytime.
Традиционная аренда предполагает, что вы берете авто минимум на сутки. В каршеринговой компании (например, в американской Zipcar) счет идет на часы и минуты, причем начать и завершить прокат можно на одной из нескольких специальных стоянок. По аналогичному принципу работает, например, прокат велосипедов в крупных городах. Но существует и более удобная система. Некоторые компании, в том числе Anytime, позволяют оставить машину на любой бесплатной стоянке, где ее потом сможет взять в аренду следующий клиент. Машины Anytime разбросаны по всему городу, и оставить их можно на любой бесплатной стоянке в пределах МКАД или за ее пределами там, где есть метро. Контролируется весь автопарк с помощью IT-системы, разработанной Ильканаевым и его братом за несколько месяцев.
Система управления — главная гордость Ильканаева и главное отличие Anytime от аналогов. «Сложность для меня как для разработчика заключалась в том, чтобы клиент мог посредством приложения на мобильном устройстве управлять любой машиной компании. При этом система должна подсказывать ему, что делать, и анализировать, правильно ли он себя ведет», — говорит Ильканаев. Предприниматель решил, что вся транзакция должна совершаться в полностью автоматическом режиме, без участия диспетчера. Уровень роботизации в своем продукте Ильканаев оценивает в 95%: например, через приложение клиент может удаленно включить печку, чтобы прогреть машину зимой, или включить кондиционер летом.
В типичной каршеринговой компании ключом, позволяющим отпереть автомобиль и включить зажигание, является смарт-карта, которая выдается клиенту. Ильканаев предположил, что в условиях сурового российского климата считыватель карт может работать нестабильно, поэтому предпочел и эти функции «повесить» на приложение. Приложение используется и для оплаты поездки. На Западе клиент уполномочивает каршеринговую компанию производить списания с его банковского счета по мере пользования услугами. В России списывать деньги без одобрения держателя счета запрещено, поэтому клиенты Anytime должны пополнять баланс с помощью банковской карты, вводя ее данные в приложение, либо наличными через терминал.
Чтобы воспользоваться услугами Anytime, клиенту достаточно один раз подписать договор аренды (в офисе компании, либо пригласив к себе менеджера компании). Все машины застрахованы, но оплата штрафов, например за превышение скорости, ложится на клиента. После оформления документов необходимо пополнить баланс, и можно начинать прокат. Найдя машину на карте, пользователь бронирует ее — и машина временно становится «невидимой» для других пользователей. Клиенту дается 20 минут, чтобы добраться до автомобиля и разыскать его на стоянке. Если не успел — машина снова становится свободной и процедуру бронирования придется повторить. Бесплатно это можно сделать не более трех раз за сутки. Причем функция бронирования доступна только тем, у кого на счету есть не менее 500 рублей.
С момента начала поездки приложение Anytime отсчитывает минуты, как в такси. Стоимость минуты — пять рублей, за час «набегает» 300 рублей. Как только клиент наездил на 2800 рублей (т.е. более девяти часов непрерывно на одной и той же машине), счетчик останавливается до истечения суток. 2800 рублей в день — это гораздо дороже, чем классическая аренда автомобиля (от 1500 рублей в сутки). Но каршеринг и не рассчитан на такие длительные поездки — среднее время аренды автомобиля в Anytime составляет 1 час 20 минут (а стоимость, соответственно, 400 рублей). Можно попросить компанию пригнать машину к дому к нужному времени, но такая услуга платная — 500 рублей днем и 1000 рублей ночью. Бензин входит в стоимость аренды, но при необходимости клиенту дается 15 бесплатных минут, чтобы заехать на заправку.
Если клиент «уходит в минус», ему приходит SMS с просьбой пополнить счет. Ильканаев уверяет, что хронических должников среди его клиентов почти нет. «Меня поначалу удивляло, что люди у нас совершенно адекватные, — с восхищением говорит Роман. — Клиенты сразу звонят и извиняются, объясняют, что негде пополнить баланс, мол, простите ради бога! Сотрудники колл-центра сообщают, где есть работающие терминалы — вся необходимая информация заложена в системе». Ильканаев описывает случаи, когда клиент забывал что-то в машине, а другой, уже взяв эту машину в аренду, за свой счет возвращался. По словам предпринимателя, ответственность клиентов приятно удивляет его, так как при запуске бизнеса одним из рисков он считал российскую ментальность, допускающую некоторое пренебрежение правилами.
Услугами компании пользуются около 5000 клиентов, из них треть — постоянные, они арендуют машину несколько раз в неделю. Остальные пользуются от случая к случаю — когда семье нужна вторая машина или когда своя машина в ремонте. Роман Ильканаев говорит, что хотел бы, чтобы его сервисом пользовалось больше людей, которые решили отказаться от своей машины в пользу каршеринга, потому что это удобней и дешевле. По его мнению, это позволило бы существенно разгрузить город от пробок: «По предположениям некоторых западных экспертов, каршеринг теоретически может разгрузить город чуть ли не в 12 раз. В 12 раз меньше пробок, выхлопов и т.д. В западных крупных городах количество продаваемых машин на душу населения сократилось в два-три раза. В Вене еще несколько лет назад было 800-900 машин на 1000 человек, а сейчас 400. Я вижу, что машин в городе стало меньше».
Прямых конкурентов у Anytime в Москве нет. В Санкт-Петербурге работает каршеринговая компания Streetcar, но расстаться с машиной этой компании не так просто — закончить аренду нужно там же, где она была начата, а оплата почасовая или суточная (поминутной, как у Anytime, нет). Главным косвенным конкурентом Anytime Ильканаев считает такси. Предприниматель убежден, что московские таксисты демпингуют, и надеется, что в скором времени произойдет консолидация рынка и тарифы вырастут. Из-за относительной дешевизны такси (средняя цена в сервисе Яндекс.Такси — 249 рублей за 10 минут) Ильканаеву уже пришлось снизить тариф вдвое — с 9,9 до 5 рублей за минуту. Правда, о своем решении он не жалеет — говорит, клиентов стало больше.
В ближайшие четыре года предприниматель не планирует выход на самоокупаемость, предпочитая наращивать бизнес. Основная часть инвестиций направляется на покупку автомобилей и установку в них оборудования для удаленного контроля. Сейчас в парке компании 86 машин, но Роман рассчитывает до конца года существенно увеличить их число: «Для такого рода бизнеса 100-процентная загрузка — это плохо. Если сравнивать нас с магазином, то нам желательно, чтобы половина полок были пустыми. Нам нужно определенное количество свободных машин на карте, из этого мы и исходим. Если у нас больше половины машин в аренде, то это говорит о том, что надо иметь больше автомобилей».
Ильканаев планирует, что до конца года у каждой станции метро в Москве будет стоять по свободной машине Anytime. Учитывая, что в городе 195 станций, а часть машин будет постоянно находиться в ремонте или на техобслуживании, автопарк нужно увеличить в пять-шесть раз за четыре месяца. Планы амбициозные, но это не предел мечтаний. По расчетам Романа, в Москве может работать до 5000 каршеринговых машин, которыми будут пользоваться до 2 млн человек. «Главное, что нравится в Anytime нашим клиентам, — это то, что машину можно бросить на каждом углу. Чтобы сервис работал максимально эффективно, нужно, чтобы и арендовать ее тоже можно было на каждом углу», — уверен предприниматель.
Anytime
Сервис Anytime был запущен в тестовом режиме в ноябре 2012 года – на 22 автомобилях Volkswagen Polo катались преимущественно друзья владельцев компании, участвовавшие в тестировании системы. В апреле 2013 года состоялся официальный запуск проекта. Сейчас в парке компании 86 машин. Помимо Volkswagen Polo это BMW 116i, Chevrolet Cruse и Mercedes A180. В штате компании 25 человек, из них 8 механиков и 8 сотрудников колл-центра.
www.anytimecar.ru
Каршеринг (от car — «машина» и sharing — «делиться») или краткосрочная аренда автомобиля — популярная услуга в крупных европейских и американских городах. Крупнейшая американская каршеринговая компания Zipcar обслуживает около миллиона клиентов, обладая автопарком в 11 тысяч машин. В начале 2013 года Zipcar купила американская прокатная компания Avis Budget Group за $491 млн.
Текст: Александра Латышева; Фото: Мария Железнова