Экзотическая ягода асаи родом из Южной Америки в последние годы стала сенсацией в США и других странах Запада. Вкус у нее неяркий, а причиной ажиотажного спроса стали уникальные питательные свойства, расхваливаемые на все лады экспертами по здоровому питанию. В конце 2010 года новости о невероятной популярности асаи долетели до московской студентки Марии Лобовой. Вложив в бизнес 2 млн. рублей, она создала компанию «Асаилософи», которая заняла нишу дистрибуции бразильской чудо-ягоды на российском рынке.
С легкой руки американской телеведущей Опры Уинфри асаи называют «супередой № 1»: эти ягоды богаты ненасыщенными жирами и антиоксидантами, содержат сбалансированный комплекс аминокислот и витаминов. Однако импорт свежих ягод асаи большого смысла не имеет. Дело в том, что их особо ценные свойства сохраняются лишь в течение пяти часов после сбора. Выходом является шоковая заморозка. Многие дистрибьюторы на зарубежных рынках поставляют асаи именно в виде замороженной мякоти. Другой вариант, которому отдает предпочтение «Асаилософи», — отделение сублимированного сухого остатка ягоды.
В ноябре 2010 года, когда Мария Лобова решила начать свой бизнес, о пользе асаи в России почти не было известно. «Я провела анализ спроса: разослала письма в компании, которые потенциально могли бы заинтересоваться покупкой асаи, продумала возможные варианты партнерства с производителями, оценила расходы на логистику. Контакты с Южной Америкой у меня уже были, поскольку я прожила три года в Чили, и мне удалось сразу выйти на самого крупного бразильского производителя сублимированной мякоти», — говорит Мария.
Следующим шагом стало получение сертификата на ввозимый из Бразилии продукт: ждать его Марии пришлось около пяти месяцев. Наконец в апреле 2011 года Лобова получила первую партию продукции для своего первого крупного заказчика — сети кофеен «Шоколадница», которая решила ввести в меню смузи с мякотью асаи. «Шоколадница» закупила одну тонну сублимированной мякоти асаи — этого количества достаточно для приготовления 200 тыс. порций смузи. На этот момент Лобова успела вложить в бизнес около 2 млн. рублей собственных средств, которые пошли на закупку продукции у бразильского партнера, сертификацию, растаможку и уплату налогов. «Прибыль от сделки с «Шоколадницей» составила около 500 тыс. рублей, — говорит Мария. — Более половины этой суммы мы были вынуждены пустить на офисные расходы».
Изначально бизнес-модель «Асаилософи» была полностью ориентирована на продажи производителям продуктов питания и сетям общепита, но сейчас компания вышла и на потребительский рынок. «Работать по схеме b2b всегда проще, — говорит Лобова. — Это требует меньше вложений и позволяет работать с большими объемами. С другой стороны, b2b — это всегда низкая маржа и высокий риск того, что тебя как поставщика заменят другим поставщиком. Построение своего брэнда, работа с розницей — это, безусловно, более интересно, но и более затратно по времени и ресурсам». По утверждению Марии Лобовой, сегодня бизнес «Асаилософи» примерно поровну разделен между сегментами b2b и b2c. И ни в одном из этих двух сегментов пока нет и намека на ажиотажный спрос. «К сожалению, поиск клиентов был и остается для нас насущной необходимостью, — говорит Лобова.– Практически никогда не было так, чтобы нам звонили с просьбой продать асаи. Приходится прикладывать огромные усилия, чтобы убедить клиента в полезности этой ягоды. Консерватизм в России сильно ощутим».
Не имея достаточно денег для проведения масштабной рекламной кампании, Мария Лобова делает ставку на продвижение в интернете. «Асаилософи» провела совместную акцию со скидочным сервисом Groupon, в ходе которой было продано 900 купонов на общую сумму более 1 млн. рублей. «Асаи — новый продукт, с которым необходимо познакомить потребителя, — говорит Лобова. — Вероятно, прилагать усилия для целенаправленного поиска инвестора пока еще рано».
Под собственным брэндом
Из сырья, которое «Асаилософи» закупает напрямую у бразильского производителя Liotecnica, два российских завода по контракту выпускают продукцию под брэндом Acailosophy. Первый производит пакетированную измельченную мякоть асаи, которую можно добавлять в сок, молоко или смузи. Второй специализируется на мякоти в растворимых капсулах.
Текст: Елена Краузова
Фото: «Асаилософи»