Олег Федченко
В 1992 году окончил физико-технический факультет Томского политехнического института. С 1995-го по 1999 год — гендиректор компании «Евро-продукт», с 1999-го по 2006 год — гендиректор компании «Эскимос». С 2006-го по 2011 год — управляющий компании «Ключевая вода». В настоящее время — генеральный директор Yotto Group.
Индустрия развлечений пытается поразить публику все большим реализмом экранного действа. Сейчас, когда к объемному изображению и звуку все успели привыкнуть, разработчики пытаются усилить «эффект присутствия» за счет двигающихся кресел, потоков воздуха («ветер»), брызг воды («дождь»), запахов и прочих эффектов. «Все это не особо меняет суть продукта, — говорит Олег Федченко, гендиректор компании Yotto Group, которая продвигает новый стандарт развлечений под брэндом ExoFilm. — Совсем другое дело — наш интерактивный кинотеатр. В нем зритель сам участвует в фильме, влияет на сюжет. Впрочем, проверенные «фишки» кинотеатров 5D — запахи, молнии, капли дождя, землетрясения — тоже задействованы для большей остроты ощущений. Получилась смесь аттракциона, кино и игры».
Три года назад успешный топ-менеджер Олег Федченко вспомнил свои давние научные разработки в области физики и инициировал создание компании Yotto Group, которая занялась созданием и реализацией 5D-кинотеатров (в России и СНГ открыто более 30 залов). Эволюция этого бизнеса вылилась в проект ExoFilm — кинотеатр с элементами интерактива. У зрителей появилась возможность влиять на события на экране при помощи джойстиков, рулей и прочих игровых манипуляторов. «Мы подчеркиваем, что ExoFilm не является преемником наших 5D-кинотеатров, это принципиально новый продукт», — уверяет исполнительный директор компании Сергей Ворожцов.
Продукт ExoFilm включает две составляющие — аппаратную основу и фильмы в специальном формате. В компании есть свой конструкторский отдел из 15 человек, который отвечает за технологическое оснащение кинотеатра — видео, звук и движущуюся платформу с креслами. «Кресла покупались как готовое решение, но адаптация к платформе и цилиндрическому экрану, синхронизация двигателей и проектора — все это наши собственные разработки», — говорит Сергей Ворожцов.
Короткие (продолжительностью 10-15 минут) «экзофильмы» по большей части делаются средствами компьютерной графики. Производством фильмов для ExoFilm занимаются одно из подразделений Yotto Group и «дружественная» студия Mirball, директором которой по совместительству является Ворожцов. По его словам, работа над каждым фильмом ведется от 2 до 4 месяцев и требует бюджета около 500 тыс. рублей. Покупать готовые фильмы за рубежом не получается. «Sega делает нечто подобное, но их разработки не совместимы с нашим продуктом, — замечает Ворожцов. — Зарубежный рынок развивается по иному пути. Тамошние интерактивные кинотеатры представляют собой аттракцион стоимостью в десятки миллионов долларов, рассчитанный на огромное число зрителей, в основном посетителей тематических парков. А наша продукция доступна широкому кругу предпринимателей». Возможно, формат, продвигаемый ExoFilm, благодаря доступности сможет занять свою нишу на мировом рынке. Во всяком случае, как уверяет Олег Федченко, его компания уже получила предварительные заказы из Грузии, Армении, ОАЭ, Турции и Италии.
Большую часть доходов ExoFilm собирается получать за счет франчайзинга. «Мы продаем оборудование собственного стандарта, предоставляем нашим франчайзи доступ к новому контенту и весь необходимый сервис», — говорит Олег Федченко. Стоимость франшизы — от 1,6 млн. рублей. В эту сумму входит комплект оборудования и установка «под ключ». «Стоимость франшизы зависит от конфигурации кинотеатра, — поясняет Федченко. — Новые фильмы клиент может получать за счет отчисления роялти. Есть и другой вариант — клиент не платит роялти, но покупает контент за отдельную сумму».
В базовой конфигурации кинотеатр ExoFilm рассчитан всего на четырех зрителей, но благодаря небольшой длительности фильмов на одной точке можно демонстрировать до пятидесяти сеансов в день. При рекомендованной стоимости билета 150-200 рублей дневная выручка может составить десятки тысяч рублей. Целевой аудиторией интерактивных кинотеатров являются подростки. Для них, конечно, 200 рублей — немалые деньги, но это отличный повод затащить на сеанс папу и маму.
Текст: Ольга Бахлина
Фото: Юлия Пономарева