Тридцатипятилетний москвич Илья Дроздихин — профессиональный звонарь, выпускник православного университета, открывший собственную мастерскую по литью колоколов. Этому богоугодному бизнесу присущи едва ли не все черты современного рынка: периоды пикового спроса накануне праздников, «мертвый сезон» летом, конкуренция, новые технологии производства, интернет-продажи… обозреватель «Своего Бизнеса» Алексей Упатов приподнял завесу тайны и узнал, как льют колокола на Руси в XXI веке.
Мы взбираемся по узкой лестнице на колокольню храма Святителя Николая в Сабурово, на юго-востоке Москвы. Здесь висит девять колоколов — классический набор для типичного храма. Под потолком отведено место для десятого, самого большого колокола. На него нужно собрать около 2 млн рублей — почти столько же, сколько стоят остальные девять вместе взятые. Все они отлиты в литейной мастерской звонаря Ильи Дроздихина, который и пригласил нас на колокольню. Предпринимательство или подвижничество? Похоже, Дроздихин сам еще не решил. «С точки зрения бизнеса мы работаем совершенно неправильно, — говорит он. — Иногда мы выполняем заказы по себестоимости, работаем себе в убыток, тогда как любой бизнес в принципе стремится к получению прибыли. Но мы готовы продавать колокола по невыгодной для нас цене, лишь бы звучал колокольный звон».
Илья вспоминает, как началось его увлечение колоколами — однажды он пришел к звонарю храма, в котором был прихожанином, и попросил научить его звонить: «Как-то раз в очередную нашу встречу он похлопал меня по плечу и сказал: «Вечером ты звонишь». У меня было чувство, будто меня бросили в воду и велели плыть. Помню, я потом спускался с колокольни, стараясь, чтобы меня не заметили. Но вроде никто не ругался».
Дроздихин совершенствовал свое мастерство и постепенно приобрел репутацию мастера своего дела. В 2008 году он решил открыть собственную школу звонарей, а затем и наладить литье колоколов. Он исходил из предположения, что его заказчикам — православным храмам — будет удобно заказывать у одного поставщика не только изготовление колокола, но и полный набор сопутствующих услуг — доставку, монтаж, настройку, обучение звонаря. «В итоге получается товар с высокой добавочной стоимостью», — говорит Дроздихин, хотя и признается, что школа звонарей прибыли не приносит.
Помещение под литейный цех Илья Дроздихин арендовал на одном из московских заводов, а помимо склада на производстве держит небольшой склад на территории храма, где расположена его школа звонарей. Это одно из его конкурентных преимуществ: «Мы отливаем стандартные колокола и храним их на складах. В итоге наши клиенты могут не ждать выполнения заказа несколько недель, а сразу купить готовую продукцию. В России ведь как обычно бывает: если что-то нужно, то это нужно было еще вчера. Срочных заказов очень много, и не всегда их реально выполнить. Запас готовых колоколов позволяет быстро удовлетворять спрос».
На складах находятся только малые колокола. По церковным канонам малым считается колокол, который весит до 500 кг. Дизайн у стандартных колоколов одинаковый. По словам Дроздихина, 90% клиентов не имеют явных предпочтений по части оформления колокола. Нетипичные заказы обычно поступают на изготовление самого большого колокола, вес которого может варьироваться от нескольких сотен килограммов до нескольких тонн. Но такие заказы не бывают срочными — в том числе и потому, что деньги на них собираются долго. «Пик спроса приходится на большие церковные праздники — Пасху и Рождество. За неделю до Пасхи мы продаем по 10-12 малых наборов, включающих от семи до девяти колоколов, — рассказывает Дроздихин. — Двенадцать колокольных наборов — это 15-18 млн рублей выручки. Летом спрос заметно падает, и у нас появляется возможность пополнить складские запасы».
Как ни удивительно, колокольному бизнесу не чужды современные методы привлечения клиентов. Около трети заказчиков узнают о мастерской Дроздихина через рекламу в интернете и тематических СМИ. Остальные две трети — повторные покупатели и те, кто обращается по рекомендации. Клиенты из второй категории не только более многочисленны — от них к тому же поступают более крупные заказы. Большинство заказчиков из регионов. Рентабельность у бизнеса плавающая: «Для самоокупаемости нам нужно отливать 3-4 тонны в месяц. В некоторые месяцы получается меньше, в некоторые больше, но в итоге мы все-таки работаем в плюс», — говорит Дроздихин.
Храм, купивший колокол, ожидает, что он будет звонить вечно. «Колокол — не тот предмет, который нужно менять раз в пять лет, он не имеет ограниченного срока службы. Поэтому в технологическом процессе недопустимы изъяны. Мы даем год гарантии и готовы бесплатно заменить некачественный товар». Дроздихин утверждает, что в 99% случаев колокола портятся из-за неумелых звонарей. Язык колокола должен ударять точно в ударное кольцо, иначе в металле будут появляться трещины. «С точки зрения бизнеса нам выгоднее не учить звонарей правильно обращаться с колоколами», — шутит Илья.
На рынке колоколов тоже существует конкуренция. Илья Дроздихин перечисляет ряд факторов, влияющих на продажи: «Во-первых, мелодичность. Художественное оформление тоже важно. Некоторые производители отливают колокола без узоров, но вообще в России принято богато украшать храмы и церковную утварь, и колокол, который в народе почитался как звучащая икона, не исключение».
Имеет значение и технология. Некоторые ортодоксальные мастера отливают колокола в глине, как сотни лет назад, но Дроздихин считает, что этот метод не позволяет получить качественный оттиск. Используя же современные литейные формы из материалов на основе этилсиликата, можно делать колокола с затейливым рисунком. Формовочные смеси, которые закупает Дроздихин, изготавливаются на заказ с нужными параметрами усадки и упругости (параметры подбираются так, чтобы при остывании колокол не треснул). Материал колоколов — бронза, то есть сплав меди и олова. «Медь мы закупаем в России, используем катодную, самую чистую, а олово приходится покупать за границей — здесь просто нет нужных объемов. Из-за этого олово обходится в четыре раза дороже меди», — сетует Дроздихин.
На изготовление пудового (16-килограммового) колокола требуется 20 кг бронзы (часть металла уходит в отходы производства). С учетом формовочной смеси, постоянных затрат (аренда помещения, зарплата персонала и т.п.) и прибыли отпускная цена такого колокола составляет 32 тыс. рублей. Если учесть, что рыночная цена бронзы — около 350 рублей за 1 кг, добавленная стоимость получается действительно высокой.
Рынок литья колоколов Дроздихин считает сформировавшимся. По его словам, в 1990-е годы, до кризиса, храмы строили и восстанавливали активнее, чем сегодня, поэтому и спрос был выше, и производителей было больше. Потом наступил спад. «Сейчас выйти на этот рынок сложнее. В первую очередь нужно сделать модельный ряд, чтобы колокола подходили друг другу по звучанию. Иначе невозможно будет найти покупателя, — говорит Дроздихин. — Кроме того, покупатели предпочитают проверенных производителей».
За последнее десятилетие объем производства колоколов вновь увеличился: если в начале 2000-х, после кризиса, он составлял около 200 тыс. тонн в год, то сейчас, по разным оценкам, годовой объем производства доходит до 350-400 тыс. тонн, а перед кризисом 2008 года был еще больше — 450 тыс. тонн. Каждый из лидеров рынка, к числу которых относятся компании «Пятков и Ко» (Каменск-Уральск), «Вера» (Воронеж), «Литэкс» (Москва), отливает до 1000 колоколов в год. Если учесть, что из 20 с лишним тысяч действующих храмов примерно у половины вообще нет колоколов, а каждому храму требуется минимум 5-7 колоколов, то при сохранении нынешних объемов производства до полного насыщения рынка пройдет еще несколько десятилетий.
По словам Дроздихина, в создание собственного литейного завода придется инвестировать $5 млн. Большинство этих средств пойдет на закупку оборудования. За счет аренды стартовые вложения можно снизить, но если бизнес ориентирован на долгую перспективу, то строительство завода экономически оправдано. Илья Дроздихин уже задумывается о наращивании объемов производства.
Заказы на очень большие колокола поступают не чаще чем раз в пять лет. Поэтому производства такого масштаба, как у Дроздихина, крупными заказами обычно не занимаются: «Сейчас наш завод рассчитан на литье колоколов весом до трех тонн. Конечно, теоретически мы можем и Царь-колокол отлить, но для этого нужно будет столько оборудования купить, что получится очень дорогой товар. Это нерентабельно. Поэтому мы предпочитаем заниматься небольшими колоколами — эта продукция наиболее востребована».
Что будет делать Дроздихин, если спрос на колокола пойдет на убыль? «Недавно мы занялись литьем икон, но пробную партию в итоге пришлось раздарить: не покупали. Возможно, займемся художественным литьем, будем делать памятники», — говорит предприниматель.
Илья Дроздихин
В 2005 году окончил экономический факультет Российского православного университета. В 2008 году открыл «Школу звонарей Ильи Дроздихина» и мастерскую по литью колоколов.
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Ефремова